80 лет Владимиру Высоцкому и почти 38 лет без него. Хотя о том же самом можно сказать совсем иначе: 80 лет Высоцкому и без малого 60 лет с Высоцким, если считать от первых его песен, которые датированы началом 60-х годов. Громкая, то есть всесоюзная слава пришла попозже – после фильма Говорухина «Вертикаль», где Высоцкий не только играет, но еще и поет свои песни – пять вошли в картину, а написано было больше.
Первая книжка вышла уже после смерти Высоцкого – «Нерв». Буквально пробитая, поскольку преодолевать пришлось немало барьеров – так вот пробивал ее Роберт Рождественский, один из главных поэтов-шестидесятников, официальный поэт-романтик. Но вне официальных трибун они были друзьями, а сегодня в общем уже воспринимаются без тогдашних границ: что там цензура пропускала, а что крутили по квартирам на катушечных и кассетных магнитофонах. Как написал уже после смерти Высоцкого другой его товарищ по поэтическому цеху Евгений Евтушенко: «Толкнешь прошашлыченным пальцем кассету, и пой, даже если тебя уже нету!».
«Абсолютное включение всего организма. Мыслей, сердца, мышц, связок, костей. Сколько в нем было души и веса, столько он вкладывал в свои песни», – сказал народный артист РФ Дмитрий Певцов.
«Я рос с песнями Высоцкого, и можно сказать, что этом мой современник. Современник моих родителей, но мой отец был поклонником Владимира Семеновича с первых его песен», – сказал заслуженный артист РФ Гоша Куценко.
Во Франции барды традиционно пели в маленьких парижских кабаре, у нас Высоцкий собирал полные залы, мог бы выйти на стадион, собрал бы, конечно, и стадион, впрочем, тогда и поэты – Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина – тоже собирали стадионы.
«Георгий Гречко, космонавт, герой, говорил, что Высоцкий нужен там, где трудно. Я с ним согласен. Они брали записи в космос. Он был человеком, своим, голосом способным поддержать», – отметил директор благотворительного фонда В. Высоцкого Никита Высоцкий.
Среди многого, написанного Высоцким, была серия песен об «Алисе в Стране Чудес». Он надеялся, что по ним поставят спектакль, но поставили его только сейчас, в театре на Таганке.
«Для меня это абсолютно мифологический персонаж, он умер именно в тот год, когда я родился, и у меня не было шансов с ним пересечься вживую. Я слушал его песни, видел его на экране телевизора и в кинотеатрах. На него хотелось ориентироваться, он был константой всего хорошего, что было в Советском союзе», – подчеркнул режиссер Максим Диденко.
Поэтов сегодня снова читают в домашней или библиотечной тишине, Высоцкому все-таки повезло больше – поскольку он пел, доставка его сочинений по-прежнему проще, его и слушают, и знают. Так что если б он мог знать об этом, хочется думать, он не расстроен – его по-прежнему знают, любят и поют.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка