В Молдове 12 сел хотят объединения с соседней Румынией. Их жители уже подписали символическую декларацию. Причины и последствия выяснила корреспондент «МИР 24» Олеся Казаку.
Молдавские села разделились на тех, кто за объединение с Румынией, и тех, кто против. Но высказались еще не все населенные пункты. Выступающих за государственность Республики Молдова пока больше.
Декларация об объединении с Румынией – символическая, и поэтому для мэра села Пухой пока только мечта. Кроме Петра Фрунзе, ее подписали еще 17 местных советников.
«Я за то, чтобы объединить румынскую нацию. Потому что произошла историческая ошибка – разделили один народ только из-за каких-то идей некоторых военных преступников. Считаю, что пакт Молотова-Риббентропа, на основании которого Бессарабия была отделена от Румынии, необходимо осудить и аннулировать, а народ объединить», – заявил Фрунзе.
Территорию Молдовы сторонники объединения считают румынской землей. Сельчанка Валентина Балтаг готовит мамалыгу, которую любят в обеих странах. Говорит, что общих традиций и обычаев не счесть.
«Я хочу объединения, потому что в Румынии другие зарплаты, другие пенсии. Родственные связи мы хотим восстановить и по зову души, не только ради пенсий», – сказала жительница села Пухой.
Первым декларацию об объединении с Румынией публично осудил президент Молдовы Игорь Додон. На странице в соцсетях он объявил о созыве Совета Безопасности, а потом инициировал другую акцию – за государственность Республики Молдова. По данным пропрезидентской партии социалистов, контрдекларацию уже подписали более ста сел. Против объединения и мэр села Чобановка Константин Пелин.
«В нашем населенном пункте живут украинцы, русские, молдаване, гагаузы, болгары, и по информации, которую я имею, большинство против объединения с Румынией. Мы хотим, чтобы Республика Молдова оставалась целостным и демократичным государством, с имеющимися границами», – отметил Пелин.
Александр Ковальчук – самый старый житель села Чобановка. Ему 92 года. Вспоминает военные годы, когда Бессарабия входила в состав Румынии. Тогда, говорит, румын молдаванина себе ровней не считал.
«Не дай бог, если вечером молодежь запела песню на русском или украинском языке», – сказал мужчина.
Румынский вопрос в Молдове звучит не впервые, но в этом году – особенно остро. Сто лет назад Молдова вошла в состав Румынии и была ее частью почти 30 лет, поэтому сторонники объединения считают, что восстанавливают историческую справедливость. У них также были попытки объявить этот год «Годом объединения», но в парламентской комиссии инициатива не прошла.
Читайте также: