Пожар в Кемерове: можно ли было избежать трагедии

16:19 26/03/2018

Жертвами пожара в Кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» стали 64 человека. Неизвестной остается судьба примерно 50 человек, большинство из которых – дети. В больницах находятся 10 пострадавших. Их состояние удовлетворительное. ТРЦ загорелся 25 марта, в 16 часов по местному времени. Очаг возгорания находился возле кинотеатра и игровой зоны на 4 этаже. Очевидцы говорят, что пожарная сигнализация не сработала.

В тушении пожара приняли участие 288 огнеборцев и 62 единицы техники. Общая площадь возгорания превысила 1,5 тысячи квадратных метров. Разбор завалов и поисково-спасательные работы продолжаются. 

Кемеровчане стоят в очередях в пункты сдачи крови. Около сгоревшего ТРЦ жители города организовали стихийный мемориал. Люди несут к месту трагедии цветы и игрушки. По делу о пожаре в Кемерове задержаны четыре человека.

Почему кемеровский торговый центр оказался огненной ловушкой, в студии телеканала «МИР 24» рассказал заместитель директора Ассоциации «Союз 01» Илья Мозжухин.

- Посетители торгового центра узнали о пожаре, только когда увидели огонь или почувствовали гарь и дым. Как должно было быть «в идеале», если бы все правила пожарной безопасности были соблюдены? 

Илья Мозжухин: В любом здании, особенно в здании массового посещения людей, должны работать все системы противопожарной защиты и пожаротушения. Это сигнализация, система оповещения людей, автоматическая система пожаротушения, система эвакуационных выходов и переходов должна легко открываться изнутри. Плюс соответсвующие сотрудники должны быть обучены тому, как обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре. 

В таком здании должна быть еще и пассивная система противопожарной защиты, это перегородки, система дымоудаления.

- Если бы все было, как надо, жертв можно было избежать?

Илья Мозжухин: Да, можно. Но, к сожалению, новая трагедия в очередной раз выявила системные проблемы в обеспечение пожарной безопасности. Некоторые из  надзорных ведомств проявили недостаточно мер.

- Сколько времени с момента возгорания, как правило, есть, прежде чем едкий дым заполнит все помещения, а огонь перекинется на другие этажи? 

Илья Мозжухин: По нормативам системы дымоудаления и огнезащиты, при наличии конструкций, которые не дают крыше проваливаться, как произошло в Кемерово, они сертифицируются на огнестойкость от 60 до 90 минут. То есть час-полтора строительные конструкции должны противостоять огню и дыму в помещении. За это время можно эвакуировать людей из здания.

Напомню, что пожар начинается с возгорания. По мировой статистике, до 40% возгораний ликвидируют первичными средствами пожаротушения – это огнетушители.

- Как часто должна проверяться исправность систем оповещения и пожаротушения?

Илья Мозжухин: К сожалению, зачастую проверки заканчиваются лишь бумажными процедурами. Система должна проверяться не реже раза в год. Должны быть договоры с организациями, которые имеют лицензии на данные мероприятия.

- По предварительным данным, пожар начался на четвертом этаже, в развлекательной зоне торгового центра. Якобы в батутной комнате кто-то из детей поджег поролон принесенной зажигалкой. Среди возможных причин пожара также упоминают неисправную электропроводку. Какая версия вам кажется наиболее вероятной?

Илья Мозжухин: По моему наблюдению в течение последних семи лет, такие крупные трагедии происходят не из-за одной или двух причин, а из-за комплекса обстоятельств, сконцентрировавшихся в одной точке. 

- Если все-таки поролон. Он действительно горит, как порох, и быстро потушить его невозможно?

Илья Мозжухин: Действительно, поролон горит с выделением большого количества ядовитых химических веществ. Но его можно было быстро потушить обыкновенным огнетушителем. Это должны были делать сотрудники торгового центра. Они должны были пройти обучение и уметь пользоваться огнетушителями.

Отмечу, что в России более 80% пожаров происходит в жилом секторе. Я бы посоветовал россиянам самостоятельно научиться пользоваться огнетушителем.


- После трагедии кемеровские власти намерены серьезно проверить все торговые центы. Как думаете, много нарушений вскроется? 

Илья Мозжухин: Много. В 2012 и 2015 годах мы оповещали глав регионов Российской Федерации о том, что в области контроля за пожарно-технической продукцией на объектах с массововым пребыванием людей есть большие проблемы. По информации, которая к нам поступала, есть противоречия в вопросе – кто именно должен отвечать за безопасность.