В России – траур по погибшим на пожаре в Кемерове. Как помочь тем, кто потерял близких? И что делать с болью в собственном сердце? На эти вопросы в эфире телеканала «МИР 24» ответила психолог Алена Никольская.
- В кемеровском торговом центре погибли 64 человека, из них более 40 – дети. Горе родных и близких… Чем им сейчас можно помочь?
Алена Никольская: Если есть друзья, родственники, близкие, не нужно слов – нужно подойти, обнять, погладить по голове, помолчать и просто быть рядом.
- Действительно, слова поддержки, соболезнования вряд ли утешат того, кто потерял всю семью. У одного мужчины пожар забрал всех. Мать, потерявшая ребенка… Словами соболезнования, наверное, можно сделать больнее.
Алена Никольская: Часто мы теряемся в такой ситуации.
- Мы не умеем соболезновать.
Алена Никольская: Да, и говорим какие-то дежурные фразы – «Мне очень жаль», «Соболезную» или еще что-то. В этот момент нужно дать понять человеку, что ты рядом, что на тебя всегда можно рассчитывать, что ты в любой момент сделаешь какие-то вещи, в которых человек нуждается. Возможно, у него в данный момент такое состояние, что он не может сделать самых обычных, бытовых вещей. Ему нужно помочь делом.
- Человек просто выпадает из реальности…
Алена Никольская: Абсолютно верно. Причем когда человек плачет, рыдает, это уже хорошо. Значит, он осознал. А если вы видите, что ваш близкий человек закрылся в себе… А иногда даже бывает, что он улыбается, это не потому, что ему хорошо, это то, что называется «улыбка висельника». Это шок, он еще не осознал, что произошло, и находится в самой тяжелой стадии. Именно этому человеку в первую очередь нужна помощь и поддержка. Именно к нему нужно подойти, именно ему нужно помочь… Любое горе проходит несколько этапов. И очень важно понимать, что происходит с человеком, и помогать на каждом конкретном этапе конкретными действиями. Первый этап – это этап шока, когда рушатся иллюзии. Первая иллюзия – справедливость мира: если я такой хороший, то со мной не может ничего произойти, а уж тем более с моими детьми. Это же несправедливо, я же ничего такого не сделал, как это могло случиться, этого не может быть! Второе – иллюзия контроля. Нам кажется, что мы в своей жизни что-то контролируем. Это иллюзия, но если бы этого не было, то каждый раз, когда наши дети идут в школу или наш любимый человек собирается на работу, нам было бы страшно, что они не вернутся, что-то произойдет. Эта иллюзия тоже рушится, и это первый этап. Второй этап – этап торговли, и он очень похож на этап вины. Это один из сложнейших этапов, который очень важно помочь пройти человеку. Что значит этап вины?
- «А если бы я…».
Алена Никольская: Точно. «Я же мог его не пустить, сделать так, чтобы он не пошел, не сел в этот самолет, не был в этом торговом центре. Я же чувствовал!». Или наоборот: «Как же так, это произошло, а я в этот момент разговаривала с подругой, делала прическу... Почему я ничего не чувствовала в этот момент?». И тогда – это очень важно! – нужно помочь человеку выйти из этого состояния. Иначе он всю жизнь будет нести на себе эту вину. Часто это бывает годами. Мы не виноваты, так случилось.
- А третий этап?
Алена Никольская: Третий – депрессия. Иногда – агрессия. Бывает, что человек депрессирует, потом возникает агрессия, или наоборот. Депрессия – когда опустошение, боль, разрывает сердце... Или, наоборот, агрессия. Агрессия на все, на людей. «Как ты мог меня бросить, что я буду делать без тебя, это невозможно!». Агрессия на весь мир. В этот момент очень важно понять, что человеку это необходимо. Он говорит это не потому, что он плохой, а от безысходности, он не понимает, что делать, он растерян. Молчать, обнимать, быть рядом. Ваше общение не должно заканчиваться эсэмэсками или скайпом. Нет, вы должны быть рядом.
- Говорят, время лечит.
Алена Никольская: Нет. Не говорите этих фраз: «Время лечит», «Так получилось», «Пройдет», «Все как-то устаканится». Молчите, терпите. Первое – молчать. Второе – слушать, сколько потребуется. Будьте одним большим сердцем, одним большим ухом в этот момент.
- Эта трагедия потрясла всех. Искренне сопереживают миллионы людей. Осознание этого как-то помогает?
Алена Никольская: У каждого человека своя боль – самая больная. Приятно осознавать, что ты не один. Это очень важно, поэтому и нужно быть рядом с человеком, когда он переживает тяжелейший момент в своей жизни. Конечно, это поддержка. И тем не менее, каждая боль – своя, и она кажется человеку самой тяжелой и невыносимой.
- Почему горе, которое вроде бы не твое, вызывает сопереживание?
Алена Никольская: Это практически у 100 процентов людей, и это начинается с самого раннего детства. Когда малыш рождается, бывают разные ситуации в семье, когда нет мамы или папы в эмоциональном доступе. Первые потери – там.
- Наказание виновных поможет людям чувствовать себя в большей безопасности?
Алена Никольская: Часто есть такое желание: если что-то произошло, нужно всех наказать. Да, некая сатисфакция, некий выход. Должны понести ответственность те, кто в этом виноват, безусловно.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира