Москва, Париж, Токио и Берлин едины в необходимости соблюдения резолюции ООН от 29 ноября 1947 года – о разделе Палестины. По ней Иерусалим по факту столица двух государств и должна находиться под международным контролем. Но вот президент США Дональд Трамп считает иначе.
«Иерусалим – место пребывания израильского правительства, там находится законодательная власть, Верховный суд, там же – резиденции премьер-министра и президента. Как суверенная нация израильтяне имеют право на определение своей столицы», – заявил Трамп.
Эффектное решение Трампа о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, а, следовательно, признание этого города столицей только Израиля, да еще в канун священного месяца Рамадан произвело эффект разорвавшейся бомбы в мусульманском мире.
Для миллионов мусульман Иерусалим – священный город. Мечеть Аль-Акса, где пророк Мухаммед вознесся на небеса, стоит на Храмовой горе. Поэтому для мусульман объявить Иерусалим столицей Израиля то же самое, что, к примеру, объявить Ватикан столицей мусульманского мира. Так что шаг Трампа – это вызов всем мусульманам мира. В итоге эффектного дипломатического маневра убиты 64 палестинца и более двух тысяч ранены.
Судьба государства еврейского всегда была непростой. Стране всего 70 лет и начиналась она с войны. Но, так или иначе, 14 мая 1948 года Израиль получил независимость. Корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев разбирался, причем здесь Сталин и Советский Союз.
«Простор бушующего моря и лодки, полные гребцов» – это строчки из стихотворения Самуила Маршака. Землю обетованную многие впервые видели именно такой в порту древнего города Яффо. Как раз сюда несколько веков подряд причаливали суда с паломниками, а затем и с репатриантами. И даже в середине прошлого века, когда авиация была еще не столь популярна, этот порт, по сути, был воротами в Израиль.
Воротами в государство, которое появилось на территории Палестины. Согласно Торе, эта земля евреям была обещана богом. Рассеянные по планете, они всегда стремились именно сюда. Главными авторами проекта «Израиль» можно считать Сталина и Трумэна. Советский вождь и американский президент разыгрывали ближневосточную карту. Поначалу у СССР это получалось лучше, чем у США.
«Если бы не Советский Союз, если бы не позиция Сталина, поддержавшего сионистов всей мощью нашей страны, Израиль мог бы не появиться», – говорит историк и публицист Леонид Млечин.
По резолюции ООН, евреям выделили примерно половину Палестины. 16 тысяч квадратных километров. Согласовывать все детали пришлось в условиях войны. Арабо-израильской. Западные державы были на стороне арабских стран. Великобритания их даже вооружала, США добились эмбарго на поставки оружия евреям. Помощь пришла лишь от Сталина.
«Советский Союз, вопреки этому запрету, через восточноевропейские страны обеспечил поставку евреям туда, в Палестину, оружия, в тот момент, когда на них напали арабские соседние армии», – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела изучения Израиля Института востоковедения РАН Татьяна Носенко.
Более того, вождь народов отправлял на Ближний Восток бывших офицеров Красной Армии. Так что многие герои Арабо-израильской войны – советские фронтовики, закаленные в боях Великой Отечественной. Во многом благодаря им маленькое еврейское государство выстояло. Заодно они должны были продвигать идеи коммунизма.
«Соответствующие структуры Коминтерна всегда имели там некое представительство. Дело было не в том, чтобы создать там какие-то агентурные сети, это всего лишь представляло локальный интерес. Нет, он предполагал, что в принципе будущее правительство Израиля будет левым. Этого же боялись американцы», – отмечает Леонид Млечин.
Идеи сионизма Сталину поначалу были настолько близки, что он согласился на создание еврейской автономии в СССР. Американская община евреев даже готова была помочь деньгами. Разместить автономию сначала собирались в Крыму. Но в итоге она появилась на Дальнем Востоке.
Постепенно Сталин уходит от сионизма. Поняв, что кибуцы – это не совсем колхозы. А сионисты – не марксисты. А тут еще после образования Израиля подъем национального самосознания советских евреев.
«Конечно, это в какой-то степени испугало руководство, что такая сплоченность советского народа таким образом могла быть подорвана», – говорит Татьяна Носенко.
«Для Сталина это было обидно, потому что советский человек должен быть счастлив жить под его управлением. И когда выяснилось, что кто-то хотел бы уехать из страны, то он воспринял это как тяжелую личную обиду», – поясняет Леонид Млечин.
В СССР разворачивается борьба с «безродным космополитизмом». В 52-м расстерливают 13 человек по делу еврейского антифашистского комитета. Одновременно возникает знаменитое дело врачей. Медиков, которые лечили кремлевскую верхушку, обвиняют в умышленных убийствах видных руководителей. В том числе Андрея Жданова. Десятки арестов и всплеск антисемитизма по всей стране.
«Я каждый раз стоял около дома и не мог войти, там стояли три-четыре мальчика и ждали, когда этот «жид» придет», – говорит репатриант Леонид Токарский. Так продолжалось всю его жизнь в Советском Союзе.
Инженер-кораблестроитель, отслуживший на Северном флоте, Леонид Токарский вынужден был работать сантехником в театре. Уехать удалось, лишь когда было за 30, без права на возвращение.
«Это виза разовая, на выезд, без гражданства», – говорит Токарский.
Уже к началу 60-х Советский Союз воспринимает Израиль скорее как враждебное государство. Ближневосточная политика Москвы меняется кардинально. В шестидневной войне 67-го года СССР поддерживает Египет. При этом евреев на историческую родину не выпускают. Получается даже целое сословие отказников. Помолиться у стены плача или хотя бы прикоснуться к ней – для многих репатриантов, в особенности для правоверных иудеев, долгое время это было пределом мечтаний. Ну а в современном Израиле даже есть традиция: новых переселенцев специально привозят сюда, чтобы они своими глазами увидели Иерусалим, а некоторым прямо здесь вручают израильские паспорта.
«Самый главный трофей этой комнаты – самовар, я его привез из Вышнего Волочка», – говорит писатель Давид Маркиш.
Он смог выехать только с шестой попытки, получал один отказ за другим. Наконец, в 72-м вместе с матерью сел в самолет и проделал путь до Тель-Авива через Вену. Именно этим маршрутом обычно везли советских репатриантов.
«Когда мы подлетали к берегу, пилот вышел и сказал: «Иди сюда». Я вошел в кабину. Он говорит: «Сядь!». Я сел в кресло второго пилота и увидел берег земли. Он сказал: «Вот это берег Израиля» и я заплакал», – вспоминает писатель.
В Израиле, созданном 70 лет назад под покровительством Москвы, сегодня примерно шестая часть выходцы из СССР или их потомки. Алия, на иврите «репатриация», понемногу продолжается до сих пор.
Современные границы Израиля оформились, в основном, по итогам двух войн: Арабо-израильской и Шестидневной. Сегодня это 22 тысячи квадратных километров. Правда, международное сообщество до сих пор не признает за Израилем Голанские высоты и Восточный Иерусалим.
Территориальные споры проблема давняя. Вроде бы все решили и прописали в той самой «Резолюции о разделе Палестины» – территории, которая много веков была частью Османской империи. Потом колониями их поделили между собой Франция и Британия. После Первой мировой войны Лондон добился мандата над Палестиной. А еще дал обещание содействовать созданию «национального очага для еврейского народа». Потом был провозглашен принцип «два государства для двух народов». Так в итоге и пришли к Резолюции ООН 1947 года. Но евреи тот план одобрили, а арабы нет. И еще одна деталь. Сегодня Израиль государство официально признанное. А Палестина только лишь частично. И до сих пор находится в процессе создания.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе