Решающая битва: 75 лет с начала боев на Курской дуге

07:02 05/07/2018

Великая битва – одна из крупнейших времен Второй мировой. 75 лет назад началась операция «Цитадель» – лебединая песня германской армии на Восточном фронте. В боях под Курском столкнулось 2 миллиона человек, 6 тысяч танков и 4 тысячи самолетов – больше, чем в Московской и Сталинградской битвах вместе взятых. Подробнее – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Владимира Сероухова.

5 июля 1943 года в Курской области вместо летней жары был настоящий ад. На фронт обрушились миллионы килограммов стали и взрывчатки. После катастрофы под Сталинградом, именно здесь Гитлер повел решающее наступление. Для советского руководства это не стало неожиданностью. Об операции «Цитадель» предупредил офицер британской разведки, двойной агент Джон Кернкросс.

«Дело в том, что англичане в свое время заполучили шифровальную машину Германии «Энигма» и читали все донесения германского Верховного командования. Но не всей информацией делились с нами. А эту информацию Кернкросс передал», – рассказал полковник спецслужб в отставке, автор книги «Курская битва» Василий Глотов.

Василий Степанович, полковник спецслужб, хорошо знает тему – он написал книгу «Курская дуга». Объясняет: три раза фюрер откладывал атаку – ждал то хорошей погоды, то новейших танков «Пантера». Советские войска оказали Вермахту настоящее гостеприимство Восточного фронта. Шесть линий обороны: минные поля, доты, окопы и пулеметные гнезда.

«Ее потом более 30 лет изучали во всех западных академия, эшелонированную оборону советских войск в июле 1943 года на северном фасе Курской дуги», – отметил глава Курского землячества Владимир Пронин.

Немцы ударили с двух сторон. На юге против генерала Ватутина выступил полководец Манштейн, на севере с Рокоссовским воевал генерал Клюге. Сражения на южном фасе Курской дуги широко известны по книгам и фильмам, а подробности северной операции долгое время были засекречены.

«И до сих пор многое засекречено. Мы в школе не изучали, старшее поколение. И вы не изучали. Вот Прохоровка везде звучит, как будто Курская дуга – с одним концом. Должен же быть и другой конец дуги», – указал Пронин.

Именно здесь немцы впервые использовали самоходки «Фердинанд», почти неуязвимые для советских орудий. Выводили из строя их только выстрелом по гусенице. Приходилось подпускать «Фердинанд» ближе, а значит, нести большие потери. Подбитые танки ремонтировали иногда прямо на передовой. В одной из полевых мастерских работал 15-летний парень Виталий Коротков.

«Особое удовольствие доставляло на отремонтированном танке ехать на полигон, проверять состояние полной боевой готовности, даже пострелять из пушки. Вот так ведешь по кромке леса, косит деревья», – вспоминает полковник спецслужб в отставке Виталий Коротков.

После нечеловеческого напряжения немецкий каток забуксовал. На юге Курской дуги наступление продвинулось на 35 километров, на севере – всего на 12. В ставке командующий передовыми силами немцев генерал Модель убедил Гитлера остановить наступление, а уже 15-го числа Красная Армия нанесла ответный удар. На южном участке все случилось неделей позже. 

Стратегические высоты на северном участке переходили из рук в руки по нескольку раз. Позиции отстояла 70-я армия неопытных бойцов внутренних войск и пограничников. Курское землячество решило увековечить их память грандиозным мемориалом – 35-метровой стелой «Ангел мира» и храмом.

«Мне довелось быть здесь не только скульптором, не только организатором, но и прорабом. Так что с божьей помощью храм сегодня здесь есть. Он будет для курян, гостей нашей области. Что касается «Ангела мира» – слава богу, стоит нормально, побеждает все ветра. Сюда приезжают иностранцы, американцы, немцы, снимают», – говорит Пронин.

Памятник возвышается над могилой для 70 тысяч человек. Это нулевая верста, от которой Красная армия перешла в наступление и больше уже никогда не отступала.