Сегодня на сцене Александринского театра вспомнят Пелопонесскую войну. Это премьера спектакля режиссера Хуго Эриксенна «Демагог». На генеральном прогоне постановки побывала корреспондент телеканала «МИР 24» Ярославна Фролова.
Действие пьесы разворачивается два с половиной века назад. Но режиссер переносит древнегреческих героев в современный мир. Афинскому демагогу Клеону по видеосвязи звонит его подчиненный. А судьба обвиняемого в суде решается электронным голосованием. Да и одежда героев мало напоминает привычные античные хитоны и сандалии. Вместо них черные строгие сюртуки.
Десять лет из жизни Афин. Клеон рвется к власти, город вступает в войну со Спартой, народ голодает. Режиссер – 25-летний выпускник Щукинского училища Хуго Эрикссен – от актеров требует осмысления текста: эпос хоть и исторический, но проблемы современные.
«Этот материал требует большой степени интеллектуальной осознанности от артистов, потому что большое количество действия происходит в народом собрании, в суде, где люди должны воздействовать на аудиторию, быть доходчивыми, обладать темпераментом не текста, а мысли. Мне кажется, это самое сложное с точки зрения творческого осмысления пьесы», – рассказал режиссер Хуго Эрикссен.
Пьеса новая. Драматург Кирилл Фокин не просто воссоздает исторические события, а пытается проследить, как меняется человек на пути к власти. Что происходит с амбициозным политиком после быстрого взлета, а потом беспощадного краха его идей.
«Он изменяется безусловно. Начинает, как человек, который просто рвется к власти. Достигая ее, он позиционирует себя, как часть Афин. Он говорит: «Государство – это я». То есть отождествляет себя с народом. Результат такого отрыва от реальности всегда в истории – это катастрофа. То, что и произошло два с половиной века назад там, в Афинах», – поделился Кирилл Фокин.
Что нужно демосу-народу: тоталитаризм, демократия или это одно и тоже? Что правит миром: деньги, власть или идеология? Эти вопросы актуальны во все времена.
Пьеса «Демагог» была написана еще четыре года назад. Но Кирилл Фокин признается, в ней немало пугающих даже его самого ассоциаций с современными событиями. Например, драма героя Аристофана. Практически точно повторяет арест режиссера Кирилла Серебрянникова в 2017 году. Поэтому автор добавляет: параллели с событиями нынешними проведены не специально. Но то, что они есть, – повод задуматься.
Подробнее в сюжете: Театр