Деньги на «Машину времени»: Юрий Поляков о том, как комсомол поддерживал таланты. ЭКСКЛЮЗИВ
14:33 27/10/201829 октября исполняется 100 лет со дня образования Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. Чем был комсомол для советских людей? Почему сегодня возрастает интерес ко всему, что связано с комсомолом и комсомольцами? Об этом в программе «Евразия. Дословно» телеканала «МИР 24» размышляет писатель, драматург, киносценарист и общественный деятель Юрий Поляков.
Наш гость начал со стихотворения «Воспоминания о райкоме», посвященного Павлу Гусеву. Это 1981 год, когда Гусев был еще не главным редактором «Московского комсомольца», а ответственным организатором международного отдела ЦК ВЛКСМ.
- Я был инструктором райкома,
Райкома ВЛКСМ.
Я был в райкоме словно дома,
Знал всех и был известен всем.
Снимая трубку телефона,
Я мог решить любой вопрос:
Достать молочные бидоны
И провести спортивный кросс...
При советской власти была разработана целая система работы с творческой молодежью, и ключевое место в этой работе занимал комсомол. Он как бы связывал все творческие союзы. В свое время была плеяда комсомольских поэтов. Самый известный из них Михаил Светлов, но их было много. Была молодежная печать, молодежные газеты. В Москве это «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», я в этих газетах дебютировал. Было комсомольское издательство «Молодая гвардия» – крупнейшее в Европе. Они так много выпускали книг, что для подвоза бумаги к этому зданию специально подвели железнодорожную ветку, чтобы в вагонах везти бумагу.
Но после 1976 года, когда выпустили постановление ЦК партии об улучшении работы с творческой молодежью, появилось гораздо больше возможностей и средств у комсомола. Именно тогда в большом количестве стали возникать молодежные театры, финансировались вокально-инструментальные ансамбли – я помню, как комсомол выделял деньги «Машине времени». Макаревичу на покупку аппаратуры, в чем сейчас они, конечно, не сознаются.
С писателями была особая статья. Вообще при советской власти литература считалась главным видом искусства, поскольку это было связано с идеологией. И подготовке писателей уделялось особое внимание. Причем даже не столько подготовке, сколько поиску, потому что талантливого человека еще надо найти. Вот со мной как получилось. Я стал писать стихи, еще в школе. И довольно быстро понял, что мне надо развиваться, нужна профессиональная среда, образование. Я мог поступить в Литературный институт. Но я уже был студентом филфака пединститута, а в Литинститут не принимали, если у тебя филологическое образование. Но зато в Москве была литературная студия при горкоме комсомола и московской писательской организации.
Я подал туда стихи, прошел отбор и стал слушателем студии. У нас вел семинар поэт Вадим Сикорский, он работал в журнале «Новый мир». За несколько лет я прошел школу литературных навыков. Мастерства – это громко сказано, но тем не менее меня научили. Потом рекомендовали на совещание молодых писателей, оно прошло в 1978 году. Кстати, там у меня руководителем семинара была Римма Казакова, очень известная поэтесса. И Вадим Кузнецов, который был заведующим отделом поэзии в «Молодой гвардии». Мои стихи хорошо обсудили, рекомендовали мне книгу.
Когда в 1985 году был Фестиваль молодежи и студентов, в его рамках был вечер поэзии – на Малой арене Лужников. 20 тысяч слушателей. Моя книжка была 30 тысяч, и 20 тысяч сидели там. Конечно, выступали классики – Белла Ахмадуллина, Владимир Соколов, Вадим Кузнецов и та же Римма Казакова. Помню, меня объявляли: «Выступает лауреат премии московского комсомола поэт Юрий Поляков». Может, если бы я не был лауреатом, мне бы и не доверили от имени поколения выступить на таком грандиозном вечере. Сейчас это может только сниться, но тогда было реальностью. И ведь людей не сгоняли слушать стихи. Они сами шли.
Полностью смотрите в видеоролике.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира