Джулиана Ассанжа задержали в посольстве Эквадора в Лондоне. Ранее власти южноамериканской страны отказали основателю WikiLeaks в политическом убежище. Что грозит журналисту? Ситуацию комментирует юрист Александр Трещев.
- На ваш взгляд, насколько были соблюдены нормы международного права при аресте Ассанжа?
Александр Трещев: Можно, безусловно, говорить о нарушении норм международного права, с одной стороны. С другой стороны, мы знаем, что было решение английского суда. И самое главное, на чем зиждется система правосудия во всем мире, – это неотвратимость наказания. И англичане не скрывают, что вытащили его из посольства, потому что президент Эквадора (Ленин Морено. - Ред.) дал на это добро, и они исполняют запрос американской стороны. Первое заседание по делу Ассанжа, где его адвокаты будут оспаривать экстрадицию, будет 2 мая. Ни у кого нет сомнений, что экстрадиция, скорее всего, состоится, несмотря на то, что английская сторона заверила президента Эквадора, что он не будет отправлен туда, где ему могут грозить наказания в виде смертной казни и пытки.
- Какие именно нормы международного права были нарушены? Принципы экстерриториальности?
Александр Трещев: У американцев нет никаких принципов экстерриториальности. Они считают, что люди, которые нарушают закон о национальной безопасности, могут ими преследоваться по всему миру. А страны, которые помогают этим людям укрыться, также становятся жертвами. Мы знаем, что на президента оказывалось большое давление. Но Ассанж, я думаю, в большей степени стал заложником самого себя, поскольку, как утверждает министр внутренних дел страны, где он находился, он тайно интриговал против действующего президента. У него не было проблем до тех пор, пока в Эквадоре не поменялся президент в 2017 году. Его поймали за руку, и сейчас обнародуют, где он вмешивался, сливал информацию и неоднократно нарушал условия, которые были подписаны им по содержанию в посольстве.
Интервью полностью смотрите в видеоролике.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира