Вечная память: потомки спасшихся от геноцида армян вспоминают предков

14:32 24/04/2019

Армяне всего мира скорбят по жертвам геноцида. С 1915 по 1923 годы в Османской империи были убиты полтора миллиона человек, еще почти 600 тысяч стали беженцами. С потомками спасшихся от геноцида армян встретилась корреспондент телеканала «МИР 24» Нона Оганесян.

К этой могиле Офелия Куразян приходит часто: вспоминает о дедушке. Его семья была в списке армянской интеллигенции Карса, они стали одними из первых жертв геноцида в Османской империи. Артавазду чудом удалось спастись. Много лет спустя, уже взрослым, он построил эту символическую могилу родных.

«Здесь нет захоронений, только были колонны, которые символизировали число погибших и родных и купол, под которым он как бы символично собрал своих родных. До 1988 года вот это сооружение было устойчивое, оно разрушилось во время землетрясения», – пояснила потомок карских армян Офелия Куразян.

Артавазд потерял мать, отца и троих братьев. Соседи-курды нашли мальчика, переодели в платье и выдали за свою дочь, потом отдали в приют.

«Это могила дедушки Артавазда, когда он попал в детдом, ему было шесть лет», – вспоминает Куразян.

Два века назад в этом здании была казарма. С приходом первых беженцев решали, где их разместить. Тогда и открыли приют. Артавазд попал именно сюда.

«Наш детский дом носит имя Ваана Трчуняна. Он один из спасшихся во время Геноцида. Когда вырос, стал меценатом и профинансировал капитальный ремонт здания детдома», – рассказала работница детского дома Лида Саргсян.

Дочь Артавазда рассказывает: в годы геноцида армян в Гюмри открыли три сиротских приюта. Они приняли около 30 тысяч детей, чудом спасшихся от резни. Снимков отца осталось не много, все они – семейная реликвия. Сохранился и родовой дом в Карсе. Найти его Козетта Киракосян смогла только после смерти отца.

«Папа всегда рассказывал о геноциде, хоть он и был маленьким тогда, но до конца жизни помнил все те ужасы. Он подробно описывал местоположение дома: напротив чугунного моста, рядом с краном и тутовым деревом. Перед резней его отец зарыл там семейные драгоценности: верил, что настанет день, когда они вернуться к себе домой», – указала потомок карских армян Козетта Киракосян.

В родовой дом семья так и не вернулась. Как и 600 тысяч армян, которые стали беженцами и образовали армянскую диаспору по всему миру.