Картины из крови: нестандартные методы современных художников

10:32 26/05/2019
Фото: МТРК «Мир», "«Мир 24»":http://mir24.tv/, гель, гель лак, краски, лак для ногтей
ФОТО : МТРК «Мир»

«Традиционное искусство» - это скучно. Даешь картины из семенной жидкости и крови. У обычного зрителя такое творчество вызывает только отвращение и шок. Есть те, кто рисует мертвыми муравьями, пеплом и экскрементами, и даже на такие работы находится покупатель. Картину известного художника, основателя поп-арта Энди Уорхола, написанную мочой, приобрели почти за 3 млн долларов. Было это в 1970-е годы. Везет ли так современным художникам, творящим из необычных материалов и создающим свои работы нестандартными методами, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Валентина Бекшаева.

На что только ни идут современные художники, чтобы привлечь к себе внимание. Пока аргентинский художник Леандро Гранато заливает цветными слезами холст, зрители еле сдерживают отвращение. Как он додумался вливать краску в нос и выпускать струю из глаз – загадка. Зато известно, что для одного полотна художнику требуется 800 миллилитров акварели, а средняя стоимость его работ – 2,5 тысячи долларов.

Шокирует, если не сказать – пугает, своим методом написания картин и американка Милли Браун. Ее неудержимо рвет на холст в буквальном смысле слова. Для этого она пьет подкрашенное молоко и извергает его на белый лист. Например, картина под названием «Центр рвоты» была сделана во время перформанса под оперное пение. Она не пылится в мастерской художницы, а украшает дом анонимного покупателя. Продали ее за 2,4 тысячи долларов. Пятнами радуги художница наследила и на платье Леди Гаги. Решилась ли эпатажная певица надеть его повторно – история умалчивает.

Зачем художники идут на такие эксперименты? Чтобы эпатировать публику, считают эксперты. Сегодня удивить кого-то традиционными пейзажами и натюрмортами практически невозможно. Вот и приходится авторам выкручиваться.

«Если достаточное количество крупных галеристов, музейных институций признают какую-то белиберду искусством, то люди модные, интеллектуальные, люди на той же волне скажут: да, в этом что-то есть. Потому что во всем что-то есть. Люди, которым хочется бунта против приличий, с удовольствием поддерживают того, кто это выражает. 2,5 тысячи долларов – прекрасные деньги за труд, но это не самые большие деньги за произведение искусства», – отмечает искусствовед Мария Санти.

Как насчет картины с мочой за 2 млн долларов? Основоположником этой техники еще в прошлом столетии стал Энди Уорхол. Он приглашал напарников в студию и просил увлажнять полотна. Моча окисляла металл, краска меняла цвет. На аукционе Sotheby's одна из таких работ «Окисление» была выставлена за 2,8 млн долларов. Современным последователям явно везет меньше.

Индийский художник Ани Кей пробовал рисовать ушами, лбом, локтями и ягодицами. Сейчас пишет картины языком. Кей признавался, что после сеансов творчества его тошнит, а перед глазами плывут цветные круги. В общем, один вред для здоровья.

«Этими людьми, да простят они меня, если услышат, движет глубокая сильная неуверенность в себе. Поэтому и постоянная оглядка не на собственные критерии или развившиеся в результате полученного образования, а на общественное мнение: в струе ли я, в тренде ли, оценен ли. Если у человека не очень много оснований для таких надежд, то он невольно цепляется за какие-то внешние, дополнительные факторы», – отметил психолог Александр Колмановский.

Несмотря на отторжение одних арт-критиков и обожание других, такие люди действительно становятся основоположниками новых направлений.Так случилось с техникой Jet Art или «реактивное искусство». Живописные полотна создаются при помощи двигателя самолета. Эту технику придумал австрийский принц фон Анхальт, а популяризатором выступила жена аристократа.

За перформанс на аэродроме во Флориде зрители заплатили по 50 тысяч долларов. Кроме того, художница зарабатывает и по-другому. К примеру, наносит краску на одежду. Периодически устраивает показы и потом успешно продает наряды за тысячи долларов. Пожалуй, такой пример – скорее исключение из правил. Границы для творчества, конечно, не должны существовать. Но все же не стоит терять рассудок ради славы. Она в 21 веке проходит быстро. Восстановить же зрение или вылечить булимию получается далеко не всегда.