В Германии 93-летнего охранника концлагеря Штуттгоф судят как несовершеннолетнего

14:46 17/10/2019
В Германии 93-летнего охранника концлагеря Штуттгоф судят как несовершеннолетнего
ФОТО : ТАСС / EPA

В Германии судят нациста, охранника концлагеря Штуттгоф, в котором проводились бесчеловечные эксперименты над заключенными. Заседание проходит в закрытом режиме. 93-летний Бруно Д., или Дей, отрицает вину и утверждает, что сам стал жертвой гитлеровской системы, сообщает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.

Вторая мировая война

У этих преступлений нет срока давности. Бывшего охранника концлагеря Штуттгоф обвиняют в пособничестве и подстрекательстве к убийству 5320 человек. Эта новость сегодня в заголовках немецких газет. «17 октября 93-летний Бруно Д. предстанет перед судом по делам несовершеннолетних в Гамбурге… cогласно обвинительному заключению подсудимый… с августа 1944 по апрель 1945 года служил в качестве охранника СС в Концентрационном лагере Штуттгоф близ Данцига», – пишут немецкие СМИ.

И это не опечатка, объясняет историк Константин Залесский. В 1944 году Бруно было 17. Поэтому судят его как несовершеннолетнего. На след бывшего эсэсовца вышел спецотдел прокуратуры Гамбурга, который занимается розыском военных преступников. «Проверили счета из прачечных. Вспомогательные документы, которые помогли выйти на персоналии. Что эти люди состояли там-то на довольствии. И их прокуроры уже пробили по базе данных. Его адвокаты утверждают, что он ничего не делал, а лишь стоял в охране», – пояснил историк Константин Залесский.

В Штуттгофе заключенные умирали от брюшного тифа. Тех, кого не убила болезнь,  ставили у рейки для измерения роста и стреляли в затылок. Женщинам и детям из числа еврейских узников в сердце делали инъекцию бензина. После войны польские власти организовали на месте лагеря музей.

В прошлом году там побывал журналист Станислав Стремидловский. «Экскурсовод говорил, что больше всего издевались над советскими военнопленными. Это пытки холодом, пытки водой, это избиения», – сказал он.

Это заседание не первое, когда на скамье подсудимых – охранники Штуттгофа. Год назад в Мюнстере начался процесс над 94-летним Йоханном Ребогеном. Его обвинили в массовой расправе в июне 1944 года, когда в газовой камере эсэсовцы убили более сотни польских заключенных и советских военнопленных. «Дело не в том, чтобы заставить страдать 94-летнего старика за решеткой. А в том, чтобы добиться справедливости», – подчеркнул адвокат Онур Озата.

Историк Залесский уверен, что сегодня бывшему охраннику концлагеря Штуттгоф Бруно может грозить всего несколько лет тюрьмы. Доказать, кто именно нажимал на спусковой крючок, за давностью лет практически невозможно. «Чтобы человека приговорить к серьезному сроку наказания, должна быть очень хорошая доказательная база. В данном случае обвинение пользуется лазейкой о соучастии в убийстве. Она дает возможность обвинению ничего не доказывать», – объяснил он.

В связи с преклонным возрастом подсудимого процесс может растянуться на месяцы, если не годы. Суд над другим эсэсовцем, «бухгалтером Освенцима» Оскаром Гренингом, продлился несколько лет. За пособничество и подстрекательство к убийству 300 тысяч человек бывшего унтер-офицера в 2015 году приговорили к четырем годам лишения свободы. Однако за решетку Гренинг так и не отправился: он умер до начала отбытия наказания.