В России отмечают День народного единства. Праздник посвящен событиям 1612 года, когда ополченцы выбили из Кремля польских интервентов. Командовали бойцами Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин – воевода и простолюдин. Причем именно Минин являлся мозговым центром восстания. Или, как его назвали бы сегодня, кризисным менеджером Смутного времени. Подробнее об этой исторической личности – корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.
Начало XVII века. На Руси смута, идет война с Речью Посполитой, Швецией, в самой стране междоусобица. Москва второй год под властью поляков. Первое народное ополчение выбить интервентов не может. Очагом нового сопротивления становится Нижний Новгород.
В конце сентября – начале октября 1611 года на Торговой площади рядом с Кремлем толпится народ. Перед людьми выступает земский староста Кузьма Минин, этакий сити-менеджер XVII века. Он говорит: нужно собирать новое войско и спасать государство. Но денег на снаряжение нет. Тогда оратор предлагает: продавайте свои дома, закладывайте жен и детей. Говорит так убедительно и красноречиво, что люди слушаются и несут в казну самое последнее.
Кузьма Минин – загадочный персонаж. Мы не знаем, ни как он выглядел, ни где родился. Есть даже версия, что Минин крещеный татарин.
«Его также называли Кириша Минибаев. Это известное сословие в нижегородской губернии. Мы знаем, что Кузьма Минин был старостой Земского собрания Нижегородья, куда, кстати, входило большое количество татар», – говорит первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов.
«Минин» – отчество, от имени Мина, объясняют историки. Из тех скудных документов, где упоминается простолюдин Кузьма, можно понять – он из глубоко верующей православной семьи.
«Когда в роду бывают крещеные, не важно, у татар или мордвы, обязательно делают помету «новокрещеный». У Кузьмы этого нет», – отмечает руководитель Комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов.
Минин понимает, что для борьбы с оккупантами нужна профессиональная армия и знатный воевода, а не он, безграмотный торговец кожей. Искусный переговорщик Кузьма просит князя Дмитрия Пожарского встать во главе войска. Потомок Юрия Долгорукого и ветерана первого ополчения не отказал. Себя Минин назначает финансистом. Он уже не просит пожертвования, а берет кредиты у промышленников и собирает жесткие налоги.
У воинов был гарантированный оклад: конному ратнику с прислугой – 50 рублей в год, простому всаднику— 45, пехотинцу – 40. Деньги по тем временам солидные, только на копейку можно было купить целый воз огурцов. Минин, как потомственный торговец, знал, как вести переговоры. Убедил купцов Строгановых дать 4 тысячи рублей – это чуть меньше годового бюджета всего Нижнего Новгорода.
Летом 1612-го ополчение подходит к Москве. В его рядах уже 12 тысяч бойцов. В ноябре они выбивают польско-литовских захватчиков из столицы. Новый царь Михаил Федорович Романов дарует Минину земли, чин думного дворянина и назначает своим помощником. Но Кузьма в этой должности не проживет и четырех лет.
«Обстоятельства смерти Минина вызывают у историков споры. Есть множество версий, начиная от возраста и какой-то болезни, он ведь был не молодой по тем временам, заканчивая какими-то отвратительными версиями, что он чуть ли не спился», – рассказывает и.о. директора Богородского исторического музея Дмитрий Марьев.
Героя ополчения хоронили пять раз. Останки Минина сперва находились на кладбище, потом в нескольких храмах Нижнего Новгорода. Большевики перевезли их в местный краеведческий музей. В 1960-е «спаситель Отечества», как его называл Петр I, обрел наконец покой на территории нижегородского Кремля.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: День народного единства