Гений русского балета: какой запомнили Галину Уланову?

10:59 08/01/2020
Гений русского балета: какой запомнили Галину Уланову?
ФОТО : ТАСС / Черединцев Валентин

В ее честь назвали сорт тюльпанов, алмаз в 165 каратов и большой астероид. Сегодня 110 лет со дня рождения русской балерины Галины Улановой. «Спящая красавица», «Жизель», «Джульета» – в каждом спектакле она танцевала так, что у зрителя захватывало дух. Великая и скромная – такой ее запомнили коллеги, ученики и мировая публика, передает корреспондент «МИР 24» Эльмира Низамова. 

Увидеть талант в Галине Улановой не сразу смогли даже родители – артисты балета. Оказаться в этих стенах тогда еще Петроградского театрального училища помогла именно фамилия. Сначала девочку учила мама, после – сама Агриппина Ваганова. 

«В детстве Уланова увлекалась мальчишескими играми. Из девочки-сорванца рождался уникальный человек, который нашел проявление в образе Джульетты», – сказала научный сотрудник Кабинета истории русского балета им. М. Х. Франгопуло Ирина Юхнович.

А это платье, в котором балерина впервые предстала героиней трагедии Шекспира в Ленинградском театре оперы и балета, ныне Мариинском. За тридцать лет на сцене нарядов из тонкого крепдешина для нее сшили немало. Большую часть носила, конечно, в Большом театре. 
  
«Видно, что она была очень хрупкая, с маленьким лифом. Мы подобрали манекен, он хотя и балетный, но он велик этому костюму», – говорит директор музея Большого театра Лидия Харина.

Обладательница миниатюрной ножки 35 размера играла юную Джульетту даже в 47. Всю жизнь Уланова начинала день часовой зарядкой с балетными па. Неудивительно, что вес ее никогда не превышал 50 килограммов. 

«Есть очень много частных фотографий, где она могла с кем угодно сделать любой акробатический трюк: поднять какую-нибудь из балерин. И я был сам поражен, когда узнал, что она занималась греблей», – рассказал ректор Академии русского балета им. А.Я.Вагановой Николай Цискаридзе.

Зритель узнал ее белоснежной птицей Одеттой из «Лебединого озера». Была она и Золушкой, и Спящей красавицей, и Жизелью. 

«Выразительная актерская игра, поющие руки. Это такой редкий дар для танцовщицы, когда поют руки. При этом она могла просто встать и зритель любовался. Не зря она приехала в 56-м в Великобританию, и зал рукоплескал стоя, а после выступления несли ее машину», – отмечает историк балета Янина Гурова. 

Москва. Первый «советский небоскреб». Квартира, куда по слухам артистку вселил сам Берия, и где она прожила больше 30 лет. Каждая деталь, как фрагмент биографии. Антикварная мебель из Петербурга, потому что только его она считала домом. Пианино и библиотека в 2,5 тысячи книг. 
  
«Уланова любила Тургенева. Перечитывала его. И любила поэзию. Ее танец называли поэзией», – делится научный сотрудник филиала государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина Вера Пильмун. 

«Женитьба Бальзаминова»

Ни с одним из четырех избранников балерина не смогла создать крепкий брак и родить детей. Их заменили ученики. 

Самый большой репетиционный зал Большого театра носит имя Галины Улановой. Сегодня здесь преподают те, кто когда-то, преодолевая стеснение, ловил каждое слово легенды балета. Уланова постигала искусство через боль и страх, поэтому с воспитанниками была доброй и чуткой. 

«Представляете, мы репетируем «Лебединое озеро», она говорит: «Поехали!». Мы собирались и ехали из Большого театра на пруд, смотрели, как плавали лебеди белые, черные, как они себя ведут. Галина Сергеевна не любила фальши», – рассказала народная артистка России, педагог-репетитор Большого театра Надежда Грачева.

В 60-ом, станцевав в «Шопениане», Уланова ушла со сцены по-английски, но осталась в балете навсегда.

Еще при жизни Галине Улановой воздвигли памятники: один установили в Стокгольме перед Музеем танца, другой – в Санкт-Петербурге на Аллее Героев. Сегодня он украшает дворик Академии русского балета Вагановой.