Кого не щадит палочка Коха?

17:22 24/03/2020

24 марта Всемирный день борьбы с туберкулезом, он учрежден ВОЗ в 1982 году. Цель – привлечь внимание к масштабам болезни, способам ее лечения и профилактики.

Туберкулез – тяжелое инфекционное заболевание человека и животных. Возбудитель – микробактерии палочки Коха. Чаще всего они поражают легкие. Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Протекает обычно в скрытой форме.

Профилактика туберкулеза включает скрининговые программы и вакцинацию. Прививку делают в роддоме на третий день после рождения ребенка. У взрослых болезнь диагностируют по данным флюорографии, детям делают пробу Манту.

Что нужно знать о туберкулезе, чтобы уберечь себя и своих близких, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-пульмонолог высшей квалификационной категории, советник директора Центрального Научно-Исследовательского Института Туберкулеза, доктор медицинских наук, заслуженный врач России Игорь Степанян.

- Многие думают, что туберкулез – болезнь из прошлого. Как на самом деле?

Игорь Степанян: Человечество живет с туберкулезом более 70 тысяч лет. И палочка, и человек приспособились друг к другу. Палочка без человека не может жить, не размножается. Человек хотел бы жить без палочки, но не получается – болеют люди туберкулезом.

- Много ли носителей или зараженных туберкулезом? Есть статистика, по которой палочка Коха присутствует у трети населения Земли.

Заболеть может каждый

Игорь Степанян: Это в среднем. Есть страны, в которых это редкость. Есть страны, в которых намного чаще, в частности, в нашей стране пока это инфекция латентная, которая дремлет в здоровом человеке и ждет удобного момента, чтобы вызвать болезнь. Заражение туберкулезом – это не синоним болезни. Можно заразиться и всю жизнь жить с этой палочкой в мире, абсолютно не зная. Даже переболев малой формой туберкулеза в детстве, человек дальше живет здоровым, вполне нормально себя чувствует до какого-то потрясения, до срыва иммунитета.

- Почему одни заболевают, а у других палочка Коха так и остается в спящем виде?

Игорь Степанян: Это предрасположенность, лотерея. Известно сейчас, что есть проблема лечения туберкулеза у больных с ВИЧ. У них срыв иммунитета, они умирают от туберкулеза очень часто в отличие от людей незараженных, у которых иммунитет не так пострадал. Есть и другие причины, не только ВИЧ. Есть вынужденный прием лекарств, который подавляет иммунитет при хронических заболеваниях. Сейчас, например, коронавирусная инфекция опасна, если протекает в тяжелой форме, для того, чтобы дремлющая инфекция оживилась. Поэтому и меры предпринимаются по предотвращению неблагоприятных воздействий на людей.

- Инфицированный и не болеющий – он переносчик или просто носит в себе?

Игорь Степанян: Нет, инфекция в нем дремлет. Она выявляется только туберкулиновыми пробами.

- По данным ВОЗ, ежегодно регистрируются 8 млн случаев, 2 млн человек умирают от туберкулеза. Почему такая высокая смертность?

Игорь Степанян: Дело в том, что болеют туберкулезом люди с сопутствующими заболеваниями. Не всегда можно наладить терапию. Еще одна проблема – появились палочки, которые устойчивы вообще ко всем лекарствам. Это пока редкий случай – это селекция, мутация, которая происходит повсеместно. И в нас происходят мутации, и палочка приспосабливается к тому, что ее пытаются победить лекарствами. Эти мутации и последующая селекция, когда человек нерегулярно лечится, не долечивается, породили эту проблему 21 века, когда лекарственно устойчивый туберкулез намного сложнее и дороже вылечить, чем туберкулез, который лечили раньше.

- Как сейчас лечат туберкулез, сколько времени нужно, чтобы полностью вылечить заболевшего?

Игорь Степанян: Срок лечения по утвержденным рекомендациям в мире – от 6 месяцев (меньше не лечат) до 2 лет, когда имеется устойчивость к препаратам. Применяют не одно лекарство, а от 4 до 6-7. Это правило при туберкулезе. Лучше не заболеть, чем терпеть все это лечение, пока оно сделает свое дело и человек вернется в свое прежнее состояние. Говорят, мудрый не попадет в положение, из которого умный найдет выход.

- Если говорить о профилактике, детям в роддомах делают прививку от туберкулеза. Как долго она действует?

Игорь Степанян: Есть два компонента этой системы – прививка от туберкулеза – БЦЖ или БЦЖ-М, она действует до школы, до 6 лет. В дальнейшем применяется повторная прививка, ревакцинация у тех, у кого кожная проба отрицательная. Проба с туберкулином или с диаскин-тестом сейчас делается старшим детям и взрослым, она ставится, чтобы определить, инфицирован человек туберкулезом, есть ли у него противотуберкулезный иммунитет. Это прерогатива специалистов. В зависимости от того, работает ли противотуберкулезный иммунитет, решается вопрос о ревакцинации. Сейчас этот вопрос поставлен у нас в стране: нужна ли ревакцинация, достаточно ли мы достигли уровня благополучия по туберкулезу или пока еще нет, этот вопрос не решен.

- У любого взрослого риск заболеть присутствует?

Игорь Степанян: Тут есть разница принципиальная: заразиться туберкулезом – не значить заболеть. Прививка действует до 6 лет. За это время многие успевают заразиться туберкулезом. Присутствие палочки в организме не только грозит болезнью, но оно поддерживает иммунитет против туберкулеза, он вырабатывается самим организмом. Если у человека положительная кожная проба и нет болезни, значит, он имеет противотуберкулезный иммунитет, и вероятность заболеть у него меньше, чем у того, у кого проба отрицательная.

- Как уберечься от туберкулеза?

Игорь Степанян: В обществе появилось поветрие, что не надо вакцинировать детей. В нашем обществе еще не настолько достигнуто благополучие по туберкулезу, чтобы отказаться от вакцинации. Доказано в 1960-е годы, что вакцинация значительно снижает вероятность заболевания туберкулезом и исключает развитие таких смертельных форм, как туберкулезный менингит, например, от которого до появления противотуберкулезных препаратов все умирали. Это нужно, это в нашу пользу. Нужно проверяться, ставить пробы. Очень многие родители считают, что вводится инфекция детям. Не инфекция, вводится аллерген, который позволяет определить, есть ли инфекция в организме или нет. Это очень важно для тех, кого проверяют, поэтому не надо отказываться. Появилось свидетельство заражения – обследуйте ребенка, и не будет запущенных форм.