Эксперт: Если этот вирус пришел из дикой природы, он может туда вернуться

23:31 06/04/2020

Коронавирусной инфекцией заразилась четырехлетняя малайская тигрица по кличке Надиа в зоопарке Бронкса. Это первый известный случай заражения тигра и первый случай заражения животного в США. Новость сообщили в Обществе охраны дикой природы. Результат теста подтвержден в Национальной Ветеринарной службе министерства сельского хозяйства США.

Подозревают сотрудника зоопарка, который ухаживал за тигрицей. Он, как выяснилось, был болен коронавирусом в легкой форме, но об этом не знал.

Чем теперь грозит заражение тигрицы, телеканалу «МИР 24» рассказала эксперт по сохранению диких видов Елена Жаркова.

- Это возможно, чтобы человек заразил тигра?

Елена Жаркова: Все мы знаем о социальной дистанции 1,5 – 2 метра, о капельной инфекции, что передается при помощи капелек вирус, что он такой крупный, и надо понимать, что вирус прошел межвидовой барьер. Он к нам пришел из дикой природы, и дикие животные им болеют из-за того, что дикая природа оказалась под большим прессом, мы ее старательно уничтожаем – леса, моря, океаны. Есть такая теория, что вирусам тоже надо где-то размножаться. Их среду обитания мы уничтожили, они переходят межвидовой барьер и ищут новую среду обитания. Сейчас это человечество. Если этот вирус прошел межвидовой барьер, пришел к нам из дикой природы, он может туда вернуться. Многие говорят уже, что кошки болеют этим вирусом и его переносят. В Ухане 15% кошек оказались позитивными на этот вирус. Большой кошке – тигру – этот вирус тоже может перейти от человека, он мутирует и очень активный.

- Получается, что домашние животные могут быть переносчиками коронавируса?

Елена Жаркова: Домашние нет. Если они сидят с вами на изоляции и ни с кем не контактируют, конечно, они не переносчики. Если мы говорим о животных на улице, мы знаем, например, обезьяны могут быть переносчиками и ВИЧ, и эболы, и многих других вирусов, нужно понимать, что вирусы, способные к межвидовым скачкам, могут переходить туда и обратно. Да, если животное с вами на самоизоляции и никуда не ходит, оно не будет болеть. Но всегда существуют риски. Этот вирус не до конца изучен, постоянно приходят новые данные. Что говорить про тигра и о чем мы можем задуматься? Тигр – редкий вид, находящийся на грани вымирания. Огромное количество усилий потрачено всемирным сообществом и неправительственных организаций, и бизнеса, и государственных сил, чтобы сохранить и восстановить тигров. Представьте, что наши амурские тигры, за которых мы бились, чтобы восстановить популяцию, начнут болеть этим коронавирусом каким-то образом – съедят может быть какую-то мышь. Как к человеку это перешло? От зараженной мыши.

- Одна из версий, версий много.

Елена Жаркова: Надо понимать, что у нас с Китаем одна граница. То же самое может произойти и с дикими редкими видами, которые на грани исчезновения, они тоже могут начать болеть, тогда мы потеряем еще какие-то виды.

- Появилась новость про домашних животных. Не начнут ли люди сейчас их выгонять на улицу?

Елена Жаркова: Поэтому я вам несколько раз сказала – если животное вместе с вами, не ходит гулять, то оно не переносит. Про собак такой новости нет. В том же самом Нью-Йорке в приютах закончились кошки и собаки, чтобы выходить гулять, всех разобрали. Наконец-то у всех животных нашлись хозяева. Нужно понимать, что в рамках этого вируса не только люди, но и животные оказались под прицелом. После того, как пандемия закончится, человечество должно выйти с решениями, чтобы снова не допустить таких проблем. Первым должно стать решение оградить контакты человека и природы, потому что за последние 20 лет много вирусов перешли межвидовой барьер. В Китае много говорят о запрете торговли дикими видами, что нужно прекращать есть дикое мясо из леса, еще что-то, что мы должны к этому стремиться. Природе нужно давать восстанавливаться – нужно создавать природные парки, заповедники и не вмешиваться туда, не ходить, не получать новые вирусы и проблемы. Все знают, что в океанах около 200 тысяч вирусов, о которых мы даже не знаем. Чем дальше мы будем уходить вглубь планеты и нарушать границы, которые созданы веками, тем больше сюрпризов мы будем получать. Важно осознать, что наше место здесь, а у природы другое, и не вмешиваться дальше, оставить ее в покое, пусть живет своей жизнью. Пусть у нас будет свежий воздух, деревья, океаны, все будет в порядке, пусть там живут все эти прекрасные животные, которыми мы можем наслаждаться при помощи камер, видео, но забыть про такое грубое использование, которым мы страдаем последний век.

- В Бронксе заболевание подозревают еще у одной тигрицы, двух амурских тигров и трех африканских львов. У них начался сухой кашель и снизился аппетит. Сотрудники зоопарка говорят, что чувствуют животные себя при этом нормально. Они легче переносят инфекцию?

Елена Жаркова: Они могут легче переносить. Есть огромное количество вирусов, болезней, которые есть только у животных. Например, только у дельфинов, китов, рыб, кошачьих. Этот вирус из дикой природы, и они могут быть с ним знакомы, у них может быть иммунитет, они могут его легче переносить. Человеческая иммунная система еще не знакома с этим вирусом так хорошо, как другие.

- В зоопарке взяли анализы у других кошачьих. Насколько велики шансы, что они будут положительными?

Елена Жаркова: Они могут оказаться положительными, уже доказано, что кошки, маленькие, как в Ухане, так и большие, могут болеть, уже доказанный случай. Это очень интересная информация для ученых, вирусологов, они будут за этим следить, но здесь нужно понимать, что оказаться с тигром в близкой дистанции 2 метра не каждый может. Это про то, что зоопарки, океанариумы должны уйти в прошлое. Это сигнал к тому, что пришел вирус, бедные дикие животные, мы их опять заразили. Какое будет решение потом? Их вообще могут всех усыпить и сказать, что они болели, что мы можем поделать, они опасны стали для человека, они переносчики, мы ничего не знаем. Такое тоже может быть, потому что все весьма утилитарно. Мы должны стремиться к тому, чтобы сохранять эти виды в дикой природе и не трогать их. Это мое самое главное сообщение, что настал тот момент, что граница между природой и нами слишком стерта, мы слишком превзошли все, что могли. Нужно срочно всем опомниться и вспомнить, что самое главное для нас – не друг с другом какие-то конфликты придумывать, а начать сохранять всем миром природу. Это очень-очень для нас важно.