Ученый: Мутации коронавируса нового типа незначительны. ЭКСКЛЮЗИВ

20:15 23/04/2020

Коронавирус нового типа имеет микроизменения. Об этом телеканалу «МИР 24» рассказал молекулярный биолог, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского госуниверситета, член-корреспондент РАН, профессор, доктор биологических наук Сергей Нетесов. Так он прокомментировал новость о том, что китайские ученые обнаружили активные мутации COVID-19. Исследователи проанализировали образцы вируса, взятые у разных людей. Оказалось, что в каждом из них была минимум одна мутация.

«То, что РНК-вирусы быстрее мутируют, чем ДНК-вирусы, это известно очень давно, еще со времен начала изучения вируса гриппа. В лаборатории «Вектор» мы этим занимались 1983 года, мы тогда еще увидели эволюцию этого вируса, а за последние почти 30 лет мы знаем, что есть индивидуальные различия – этот вирус проходит небольшие мутации в организме каждого человека, которого он посещает. И дальше он идет с этими мутациями. Уже говорят о том, что РНК-вирусы – это не индивидуальный микроорганизм, а совокупность микроорганизмов, которую называют квазивидом. У каждого человека это квазивид. Неудивительно, что китайцы это сделали», – сказал Сергей Нетесов.

Он добавил, что вирус 2019 года отличается от того, что был в 2003 году, довольно сильно. Речь идет о 20% генома. Ученый уверен, что многообразие мутаций не тормозит создание лекарства.

«Это перпендикулярные вещи. Что плохо в отношении этого коронавируса, у него всего имеется три фермента, и нам почти не на чем играть. Поскольку эпидемия развивалась очень быстро, на нем попробовали испытать некоторые существующие ингибиторы РНК-полимеразы, которые пытались испытывать на вирусе Эбола, на других вирусах. Сейчас два наиболее исследуемых препарата – это ингибиторы РНК-полимеразы, взятые от других вирусов, потому что эти ферменты похожи друг на друга. На этом сейчас идет игра. А то, какие мутации встречаются, играет существенно меньшую роль, хотя тоже кое-какую роль играет. Если мы видим мутации в ферментах, то мы видим, какие места в них являются вариабельными, а какие константными, это помогает иногда найти нужно лекарство», – заключил Нетесов.

По его словам, плазма переболевших коронавирусом должна действовать на любую версию SARS-COV-2, потому что его вариации незначительны.