Росавиация и Роспотребнадзор договорились о новых правилах перевозок: на борт пассажиров допустят в перчатках и масках. Как будут реализовываться требования, телеканалу «МИР 24» рассказал главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
- Предоставляет перчатки и маску авиакомпания или пассажир должен позаботиться сам? Если длинный перелет, маску нужно менять каждые 2-3 часа.
Роман Гусаров: Судя по тому, что представлено в тексте, замена масок и перчаток – обязанность авиакомпании. Она обязана каждые 3 часа, если не ошибаюсь, предоставлять и перчатки, и маску, если перелет длительный. Однако очевидно, что человек должен прибыть на борт уже в перчатках и маске. Скорее всего, эти требования будут касаться аэропортов. Вы уже в аэропорту должны находиться в перчатках и маске. Вероятнее всего, речь будет идти о тех средствах, которые вы возьмете с собой. Уже по прибытии на борт воздушного судна либо вам будет предложена сразу замена, либо по истечении какого-то времени.
Если посмотреть на суть этих правил, это регламенты не для пассажиров, а для авиакомпаний. Они должны обеспечить все условия для выполнения регламентов.
- Есть правило, что должны измерять температуру дважды. В аэропорту это будут делать сотрудники аэропорта, а на борту – сотрудники авиакомпании?
Роман Гусаров: Не факт, что это будут делать сотрудники авиакомпаний, это требует уточнений, потому что правила правилами, но должны быть разъяснения. Конечно же, авиакомпании должны будут внести в свои собственные правила перелета эти пункты. Человек в момент приобретения билета всегда ставит галочку, что согласен с правилами, это означает, что он обязуется их выполнять. Невыполнение этих правил может привести к ответственности пассажира, вплоть до отказа предоставления ему услуги авиаперевозки.
Что касается, кто будет выполнять медицинские процедуры. Возможно, это будут какие-то специалисты аэропортовых служб. Речь идет о некой технической работе, в том числе диагностировании. Может быть, у человека есть отклонения в некоторых параметрах температуры, но определить, допустима ли эта температура, есть ли угроза, я полагаю, должны рядом находиться медицинские сотрудники и это контролировать. Очевидно, что не дело авиакомпании определять, где больной пассажир, а где здоровый, где опасный, а где неопасный.
- Если у пассажира обнаружится повышенная температура, на борт его не пустят, а деньги за билет вернут?
Роман Гусаров: Я думаю, в этом случае деньги возвращаться не будут. Это не зона ответственности авиакомпании. Возможно, это будет регламентироваться как форс-мажор. Есть такое в авиационных правилах: если человек по состоянию здоровья не может лететь и предоставит справку, ему обязаны вернуть стоимость даже невозвратного билета. Думаю, возможно, здесь будет действовать такое же правило. Температура – фактор, на который пассажир не может повлиять. Но если он заведомо понимает, что у него должны быть перчатки и маска, что он должен эти правила соблюдать, но отказывается, я думаю, может последовать отказ в перевозке и невозврат денег за авиабилет.
- Изменения в правилах посадки на борт появились?
Роман Гусаров: Все моменты детализации будут прописаны в правилах перевозки каждой авиакомпании. Каждая компания будет прописывать правила, которые обязан будет соблюдать пассажир, в том числе регламенты для своих сотрудников. Если речь идет о посадке на борт через телетрап, возможно будет прописано, что пускать, допустим, по 5 человек, начиная с хвостовой части салона, и так далее. Сложнее будет, если речь идет о доставке пассажиров в самолет автобусами. Если говорить о соблюдении дистанции в автобусе, это значит, вместо 80 человек повезти 20. Ни один аэропорт автобусами не напасется. Это растянет посадку на огромное время. Я думаю, технологически это неисполнимо. В то же время смысл соблюдения каких-то правил в самолете, в аэропорту, если вы поедете в плотно набитом автобусе?
Много открытых моментов, они должны быть детализированы в правилах самой авиакомпании. Возможно, и речь идет о больших аэропортах, если мы говорим о том, что на выходе из карантина пассажиропоток снизится примерно на 50%, это может означать, что все авиакомпании смогут подогнать свои самолеты к телетрапам, тогда проблема автобусов отпадет сама собой.
- Была большая дискуссия между авиаперевозчиками и медиками по заполняемости самолетов для соблюдения социальной дистанции. Как в итоге будут рассаживать людей?
Роман Гусаров: Эта дискуссия велась не только на общефедеральном уровне, но и на международном, многие международные организации к ней подключились. Все единодушны во мнении, что выполнение таких требований социального дистанцирования на борту воздушного судна технологически и экономически невозможно, это совсем убьет низкобюджетные перевозки.
Самое главное, это не обеспечивает требования социальной дистанции, потому что если мы говорим о полутора метрах, это означает, что не только рядом с вами никого не должно сидеть, но и впереди вас, и сзади. Это получается даже не 50%, а 20 или 30% пассажиров только удастся рассадить с соблюдением жестких норм социальной дистанции. Это означает, что 20% пассажиров должны будут оплатить перелет всех 100%. Думаю, мы в этом не заинтересованы. Надо понимать, что в любом случае во время полета нам придется встать, пройти через весь салон, мимо всех пассажиров, потрогать за спинки кресел, все-таки самолет – неустойчивая субстанция, в воздухе он качается, потом зайдете в туалет и все потрогаете, кто-то за вами следом зайдет и потрогает. Смысла в таком псевдосоциальном дистанцировании нет.
- Какие-то должны быть изменения в правилах питания на борту. Бортпроводники должны будут следить, чтобы не скапливались очереди у туалетов. Как они это будут делать?
Роман Гусаров: Это отдается на откуп самих авиакомпаний. У кого-то уже были персональные боксы, они просто раздавали их, отдельно вода питьевая. Кто-то, может, внесет изменения в структуру формирования ланчбоксов, это будет в одноразовой герметичной упаковке доставляться.
Есть правила, которые должны выполнять авиакомпании. Их задача – их обеспечить. Как они будут это делать, это на их совести. В любом случае, контролирующие организации – Росавиация, Ространснадзор могут проверить и сказать, что форма обслуживания не соответствует правилам.
Что касается туалетов, вопрос открытый, но есть определенная строка, которая говорит о том, что все пассажиры должны будут находиться в кресле в пристегнутом состоянии на протяжении всего полета. Это означает, что значок «Пристегните ремни» будет все время гореть. По правилам перевозки, когда светится индикация, никто не имеет права вставать со своих кресел. Могу предположить, что, наверное, человек, которому понадобилось пойти в туалет, будет вызывать бортпроводника, это экстренный случай. Тогда проводник скажет: сначала вы идите, потом вы пойдете. Как-то это будет регулироваться. В любом случае, очередей, протискивания друг мимо друга стоит избежать.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира