В Заполярье на велосипеде: москвичка рассказала о трудностях одиночного путешествия

17:09 18/09/2020

Москвичка совершила одиночное путешествие на велосипеде на Север России. О радостях и трудностях пути велопутешественница Татьяна Никульникова рассказала телеканалу «МИР 24».

- Как вам пришла в голову идея отправиться в такое путешествие?

Татьяна Никульникова: Сидеть дома – это не для меня. Я путешествую много, для меня это не было новым. Просто давно мечтала сесть на велосипед, выехать из дома и поехать куда глаза глядят – без обратного билета, конкретной даты возвращения. Потеря работы и коронавирус поспособствовали тому, что я решилась на такое путешествие.

- Почему именно Заполярье?

Татьяна Никульникова: Я очень люблю Север. Еще до этой поездки успела посетить Аляску, доехала на велосипеде от Анкориджа до Северного Ледовитого океана, успела побывать на мысе Нордкап в Норвегии, а наше Заполярье не удалось посетить. Мне это казалось несправедливым. Давно мечтала на Кольском побывать – мне нравится северная природа. Когда я думала, куда мне поехать, вопросов не возникло.

- Что было самым сложным?

Татьяна Никульникова: Конечно, дороги, погода. Хотя лето в Заполярье было очень теплым, было жарко, особенно, в Карелии. Мой велокомпьютер показывал больше 30 градусов. Жара такая тяжело переносится.

- О самом приятном впечатлении расскажете?

Татьяна Никульникова: Приятно поразили люди. Когда ты сидишь дома, читаешь интернет, смотришь телевизор, кажется, что Россия – мрачная страна, что все злые, не позитивные. А когда выходишь из дома, оказывается, что люди абсолютно нормальные, веселые, позитивные, у них вполне адекватные взгляды на жизнь. Для меня это было открытием.

- А что за история с собакой Чикой?

Татьяна Никульникова: Это собака, которая подрабатывает охранником на станции Кумской ГЭС. Она находится на границе Карелии и Мурманской области. Станция очень маленькая, находится в глухом месте, к ней ведет глухая дорога, по которой никто не ездит фактически. Мне нужно было переплыть канал, поскольку для частного транспорта закрыта дамба, проезд запрещен. Я переплыла, а на другой стороне меня встретили две собаки. Одна из них – Чика – за мной увязалась, стала выпрашивать еду, я угостила ее кусочком шоколада, и она за мной побежала.

Я пыталась от нее уехать, но она за мной бежала. Ехать по такой дороге было невозможно – совершенно убитая гравийная трасса. По такой тяжело ехать и на машине, и на велосипеде. Чика бежала за мной до самого Полярного круга, переночевала со мной на стоянке в палатке, и только на следующий день, когда ехали до ближайшего населенного пункта, в 50-ти километрах от ГЭС я смогла найти людей, которые ее отвезут обратно на машине.

- Как вы выбирали велосипед для этой поездки?

Татьяна Никульникова: Выбрала велосипед с широкими колесами, амортизационной вилкой – специально для российских дорог.

- Если сравнивать путешествие по Северу у нас и за рубежом, в чем отличие?

Татьяна Никульникова: У нас Заполярье – военизированная территория, много военных объектов, запрещенных территорий, очень плохие дороги, которые фактически не обслуживаются. Норвегия – это асфальтовые дороги, Аляска отличается абсолютной дикостью, нетронутой природой. У нас Заполярье хорошо заселено людьми, много поселков. На Аляске за Полярным кругом никто не живет – только базы нефтяников.

- Сложные ситуации в смысле диких животных случались?

Татьяна Никульникова: Медведей достаточно много, было ощущение, что они рядом, но я их не видела. Было очень много медвежьих следов, были такие глухие места, что казалось, медведь сейчас выйдет. Но эти ожидания не оправдывались. Они тоже боятся людей.

- Вы всегда путешествуете одна? Не страшно?

Татьяна Никульникова: Страшно бывает в моменте, но страх – иррациональное чувство, которое возникает, когда ты не знаешь, чего ожидать. Но это не постоянное чувство. Да, бывает страшно, я живой человек.

- Такое трехмесячное путешествие в какую сумму обошлось?

Татьяна Никульникова: Я тратила примерно около 20 тысяч в месяц, где-то у меня ушло 60-70 тысяч на три месяца. Я считаю, это достаточно бюджетно. Я не слишком шиковала, но и не испытывала особых трудностей, нормально питалась. Мне этой суммы хватило.

- Эта поездка стала для вас открытием?

Татьяна Никульникова: В какой-то мере, да. Оказывается, Россия такая разная. Я, в основном, была в Центральной России. Это равнина, природа у нас сильно отличается от того, что я увидела в Карелии, в Заполярье. Оказывается, у нас так много различных природных поясов, виды совершенно разные. Я не ожидала, что в России такие виды могут быть: Ловозерские тундры – уникальная территория; Белое море – это одно настроение, одна культура – поморы; Баренцево море совсем другое по ощущению, более суровое. Там погода меняется кардинально за час – может солнце светить, а через полчаса накатывают тучи, поднимается шторм. Это совершенно другое ощущение.