В Челябинской области горят заброшенные угольные шахты. На поверхность выходит угарный газ, который уже несколько лет отравляет воздух в окрестностях. Жители ближайших поселков вынуждены дышать едким дымом круглый год. Местные власти и активисты пытаются бороться с этим бедствием, но пока безрезультатно, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
«Очаги пожаров наблюдаются по всей территории».
Густая пелена дыма – на километр вокруг. Дышать здесь можно разве что в респираторе или противогазе. Под ногами территория так называемого шламоотвала – брошенная земля угольных разработок. А под ней настоящий огненный ад. Температура горения на глубине – почти 500 градусов. Тлеют шахты с угольной пылью, на поверхность сквозь трещины выходит едкий дым.
«Идет превышение диапазона измерения по нескольким веществам, в том числе по оксиду углерода».
Газоанализатор фиксирует превышение вредных веществ в несколько десятков раз. Основные ядовитые газы – оксид углерода, диоксид азота и аммиак, каждый из которых смертелен для человека. Жители прилегающих поселков уже несколько лет жалуются на удушливый смог, который висит здесь летом и зимой.
«Это эндогенные пожары, которые периодически возникают».
«Люди больные у нас многие. Я в шахте отработал, у меня инвалидность по легким тоже, как мне тут дышать-то», – говорит местный житель Ренат Гайнуллин.
Съемки на тепловизор с дрона: красным – очаги эндогенных, то есть подземных пожаров на территории больше 1000 квадратных метров. Еще полтора десятка лет назад это были земли Челябинской угольной компании, которая обанкротилась. Шахты бросили, а их рекультивацию никто не проводил. В результате – самовозгорание пыли твердого топлива глубоко под землей.
«Наша организация обращалась в различные государственные органы – Росприроднадзор, областные власти, Министерство экологии, муниципалитет Копейска. Но, к сожалению на сегодняшний день нам неизвестно, какие решения приняты и какой выход ищется и ищется ли он», – сказал руководитель экологической организации «Антисмог» Михаил Махов.
Полтора года назад после многих жалоб жителей и экологов местные власти города Копейска засыпали очаги возгорания, потратив 3 млн рублей. На какое-то время задымление прекратилось.
«Глубину прогара мы не знали, поэтому приходилось техникой обрушать горимые слои. После этого завозили несгораемый горелик. И сверху покрывалось не глиной, а глиняной субстанцией», – рассказал начальник управления гражданской защиты населения Копейского городского округа Марат Харисов.
Но вскоре смог вернулся. Специалисты говорят, это из-за трещин, которые образовались в субстанции глины с песком. По их мнению, нужно делать совсем по-другому.
«На территорию всего шламохранилища насыпается глина – 60 сантиметров. Слой должен быть 60 сантиметров, чтобы исключить возможность попадания кислорода под землю. Тогда пожары прекращаются. Либо эту местность надо заболачивать – сюда прокладывать трубопровод и заливать это место водой», – считает заместитель руководителя экологической организации «Антисмог» Евгений Маленкин.
Общая площадь подземных залежей угольной пыли – 55 гектаров. Местный бюджет, говорят в копейской администрации, вряд ли потянет такую масштабную рекультивацию. Одна надежда – на федеральную программу.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы