В Россию навсегда: почему трудовые мигранты решают остаться?

18:51 09/10/2020

ВШЭ провела исследование «Коронавирус и трудовая миграция». Выяснилось, что почти половина трудовых мигрантов намерена остаться в России навсегда. Каковы причины, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимир Мукомель.

- Каковы причины того, что около половины трудовых мигрантов хотят остаться в России навсегда?

Владимир Мукомель: Причины всегда индивидуальные, но они вписываются в определенный ракурс: лучшая жизнь для себя, своей семьи и подрастающего поколения. Учитывая, что сейчас есть серьезный разрыв между уровнем жизни в России и в других странах, для многих мигрантов это весомая причина, чтобы планировать свою жизнь в России.

Часто мы встречаемся с тем, что мигрант только приехал после школы или вуза, но он изначально нацелен, чтобы остаться в России навсегда.

- Из каких стран больше всего мигрантов?

Владимир Мукомель: Основные посылающие страны – Узбекистан, Украина, Таджикистан и Кыргызстан. В сумме они дают 70% всех трудовых мигрантов. Это примерно 3,5 – 4 млн иностранных работников, а всего на территории России находятся постоянно около 10 млн иностранных граждан.

- По данным исследования, треть мигрантов в период самоизоляции лишились работы. Сотрудники каких сфер пострадали больше?

Владимир Мукомель: Больше всего пострадали граждане Кыргызстана, которые находились в привилегированном положении на российском рынке труда. Как у членов ЕАЭС, у них есть определенные преференции: полис ОМС, который позволяет им получать медпомощь наравне с гражданами России, отсутствие необходимости получать патенты. Граждане Кыргызстана очень хорошо вписались в российский рынок труда – они занимали гостиницы, общественное питание, строительство, торговлю. До коронакризиса, если бы вы прошлись по хорошим отелям Москвы, вы бы увидели, что значительная часть персонала – граждане Кыргызстана.

Кто наиболее пострадал во время кризиса? Это гостиницы и общественное питание. Пострадали и другие сферы занятости – клининг, в меньше степени – строительство, персональные услуги, помощь в домашнем хозяйстве, но сильнее всего кризис ударил по занятым в отелях и общественном питании.

В самый сложный месяц весны доля занятых в этой сфере снизилась примерно до четверти от тех занятых, которые работали на российском рынке труда в феврале.

- В какие регионы приезжают мигранты помимо Москвы?

Владимир Мукомель: В те регионы, где можно заработать. Это Москва, Московская область, Петербург и Ленинградская область, нефтедобывающие и газодобывающие регионы Севера – Ямало-Ненецкий округ, ХМАО, крупные города-миллионники. Подавляющая часть трудовых мигрантов сосредоточена в Московском и Петербургском мегаполисах – свыше половины.

- Есть мнение, что мигранты забирают работу у коренного населения, но ученые выяснили, что это не так, даже наоборот – благодаря притоку мигрантов появляются новые рабочие места. Как работает этот механизм?

Владимир Мукомель: Достаточно просто – мигранты идут на те места, которые не очень стремятся занимать российские граждане. Для тех, кто жил в советское время, знакомо понятие «лимитчики» – это те же трудовые мигранты, которые приезжали во все областные центры и занимали рабочие места – ЖКХ, дворники, строители, работали на крупных промышленных предприятиях. В этом плане ситуация не изменилась. Москвичи очень редко работали дворниками – это тяжелый труд, очень специфический, не очень хорошо оплачиваемый.

Нужно учитывать, что российские граждане достаточно образованы – каждый третий имеет высшее образование или незаконченное высшее. К нам приезжают чуть менее образованные, чуть менее квалифицированные, не обладающие необходимыми навыками мигранты. Они быстро обучаются, но, чтобы повысить социальный статус, им необходимо получить определенные навыки, квалификацию, которая востребована на рынке труда. Далеко не всегда опыт, который они получили на родине, востребован.

Например, значительная часть мигрантов работала на родине в сельском хозяйстве, на госслужбе, в правоохранительных органах. Если они хотят попасть в России на должности в госслужбе и правоохранительных органах, они должны получить российское гражданство. Что касается их использования в сельском хозяйстве, у них не очень высокая мотивация, потому что этот труд оплачивается хуже, чем в торговле или строительстве.

- Летом в закон «О гражданстве» в России внесли изменения. Они коснулись граждан Украины, Беларуси, Молдовы и Казахстана. Несколько процедур убрали из закона. Повлияло ли это на желание мигрантов остаться в России?

Владимир Мукомель: В определенной степени, но я бы не преувеличивал влияние правового пространства. Человек планирует свою жизнь независимо от того, насколько быстро ему удастся реализовать свои планы – будь это год или два. Люди, которые приезжают с осмысленным желанием связать будущее с Россией, вполне адекватно представляют себе и сложности, и то, что при определенном стремлении они смогут реализовать свое желание.