Каждый второй житель России покупает лекарства по совету из сети. Чем чревато самолечение и к чему может привести эта тенденция, телеканалу «МИР 24» рассказала руководитель клиники, кандидат медицинских наук Натэла Гришина.
- В чем основная причина такого поведения?
Натэла Гришина: Основная причина – доверие к интернету. Людям кажется, что, как раньше, любая книга, пресса, официальное сообщение – авторитет. Интернет, который таковым не является, тоже в головах у некоторых людей является авторитетом.
Это плохая тенденция. Люди, которые перестают обращаться к специалистам, могут иногда столкнуться с рекомендациями, которые могут приводить к печальным последствиям.
- У вас в практике были такие пациенты?
Натэла Гришина: Сплошь и рядом. Это пациенты, которые приходят и иногда пытаются свои мысли и познания в процесс лечения вставить, они еще пытаются поставить себе правильные диагнозы.
- Нынешнюю ситуацию люди оправдывают тем, что стало сложнее попасть к врачу, получить консультацию во время пандемии. Как быть в этой ситуации?
Натэла Гришина: Такая проблема тоже существует. Просто физически не хватает врачей, бригад, которые приезжают по вызовам. Люди пытаются решить проблему своими силами, но, к сожалению, знания, которые предоставляет интернет, не всегда объективны. Люди, которые по ту сторону социальных сетей рекомендуют, не знают истинную картину заболевания, не могут поставить правильный диагноз. Врач-специалист в той или иной области, прежде чем поставить диагноз, назначает ряд диагностических мер. И только после правильной постановки диагноза назначается лечение.
Надо пытаться попасть на прием к специалисту. Мнение хорошего специалиста никогда нельзя заменить на учебник или интернет с сомнительными экспертами, которые не факт, что знают, о чем говорят, не имеют никакого отношения к медицине. Они авторитетно рекомендуют, и это приводит к очень серьезным последствиям. Иногда, даже если это врач, который говорит экспертное мнение, не может в конкретном случае без четких данных по клинике, без диагностических данных рекомендовать и говорить общие рекомендации.
- Если человек при обострении хронического заболевания не может попасть к специалисту, что ему делать? Он может знать лекарства, которые применял много лет.
Натэла Гришина: Это неправильно. Да, можно открыть инструкцию, прочитать. Но есть специфичные формулировки, можно пропустить пункт с противопоказаниями, не принять его во внимание и навредить. Самостоятельного назначения препаратов нужно избегать. Какие-то симптоматические моменты надо избегать, например, обезболивающие препараты можно принять одномоментно, но ровно до того момента, когда произойдет встреча со специалистом. Желательно, чтобы встреча со специалистом или бригадой скорой помощи произошла в ближайшее время.
- Может ли развитие телемедицины решить эту проблему, или врачу для постановки диагноза все-таки нужно не дистанционно, а лично увидеть и прямом смысле пощупать пациента?
Натэла Гришина: На сегодняшний день это все более и более актуально, встает вопрос дистанционного общения пациентов с врачом, потому что времени нет, очереди в поликлиниках не позволяют все время приходить в поликлинику, лечиться и контактировать. За этим будущее, но, надо сказать, что есть первичный прием.
На первичном приеме доктор собирает помимо словесного анамнеза сведения для того, чтобы поставить правильно диагноз, щупает пульс, просто осматривает пациента. Цветопередача, телевизионные способы не дают правильно оценить цвет слизистых, посмотреть гортань, полость носа. Первичный прием для плотного контакта врача и пациента обязательно должен быть, после чего можно на какой-то период назначить лечение, курировать пациента дистанционно, общаться возможно, например, даже чаще, чем было в обычной практике, когда врач назначал лечение и говорил: придете ко мне через неделю или через две недели и посмотрим.
Я думаю, сейчас будет актуально выходить через соцсети, гаджеты, чтобы пообщаться с доктором и поговорить. За этим будущее, это полезно, нужно внедрять, но опять же в рамках разумного, правильного формата, именно как дополнительный способ более частого контакта специалиста с пациентом при необходимости.
Читайте также:
- Медосмотр на диване: пандемия подстегнула развитие телемедицины
- Собянин: 95% умерших в больницах от COVID-19 занимались самолечением
- Собянин: 2\3 смертей от коронавируса в Москве – следствие самолечения
- Мурашко рассказал об опасности самолечения коронавируса
- Большинство москвичей в случае болезни предпочитают самолечение
Подробнее в сюжете: Гости эфира