В Сербии выявлен первый случай заражения флуроной – комбинацией вирусов гриппа и ковида. Как проявляется заболевание и насколько оно опасно, телеканалу «МИР 24» рассказал доктор медицинских наук, врач-иммунолог, специалист по особо опасным инфекциям Владислав Жемчугов.
- Что такое флурона?
Владислав Жемчугов: Это очень редкий случай, надо убедиться, что это на самом деле. Как люди хотят закрепить за собой территорию, так и микробы друг с другом борются. Всем известны, например, антибиотики. Микроб занял территорию, и он выбрасывает эти вещества, другой сосед на них будет гибнуть. Это такая борьба за площадь, за объем и территорию. Что касается вирусов, придумывают разные красивые слова: триндемии, двойная эпидемия или флурона. Пока это слова.
Нужно убедиться, что происходит в организме: размножаются ли они одновременно, борются ли они друг с другом на пользу человеку в организме? Пока сложно говорить, усиливается патологический процесс или нет. Но есть такое явление, что будет не очень хорошим для нас как для хозяев планеты, если у вирусов есть обмен своими кусочками генов. Если два вируса одновременно попадают в клетку, процесс на сборке может включать два кусочка – и от одного вируса, и от другого. Будет ли оно у гриппа с коронавирусом, это важный момент.
Тяжело однозначно будет переноситься грипп после коронавируса, как и коронавирус после гриппа, потому что одно ослабляет иммунитет, а тут еще и другое. У людей простудные явления у всех одинаковые. Стоит в первые дни сделать тест на грипп, на коронавирус. От этого будет зависеть, что делать с пациентом. Если он легко болеет и в неугрожаемом возрасте, без каких-то тяжелых заболеваний, и там «омикрон», то лечится амбулаторно. То же самое можно отнести к гриппу. А если у него «дельта» и анамнез отягощен болезнями, то класть его в стационар – это будет большая экономия по деньгам и по людям. Зачем они зря будут лежать в стационаре, когда могут полечиться дома.
- Такой же симбиоз между гриппом и ковидом возможен?
Владислав Жемчугов: Симбиоз – это совместное проживание с помощью друг друга. Например, мох и лишайники с грибами, они сожительствуют с плесенью – одно от другого влагу берет и так далее. Это известное явление. Здесь может быть одновременное протекание. Они питаются хозяином одновременно. В каких-то клетках живет грипп, в каких-то – коронавирус. Это очень гипотетическая ситуация, и она очень сложная. При любой инфекции человеческими клетками выделяется масса веществ, например, интерфероны, которые блокируют клетки от проникновения вирусов. В любом случае, между ними будет борьба хотя бы за место в человеческом организме. Одновременное существование маловероятно и вряд ли будет тяжелым для человека, хотя все нужно увидеть. Например, в экспериментах на животных я бы срочно начал это делать.
- Какая-то информация все равно есть?
Владислав Жемчугов: Ее мало. Совместные заболевания – это лабораторный феномен. Берут из носа мазок, выделяют два вируса. И тут же на этом ставят заболевание. Необязательно, что вирусы, которые сидят в носу, их там и кроме этих очень много. Это не значит, что все вызывают заболевание. Другое дело, что сторонний вирус, который уже вторым пришел, вдохнул человек, что очень реально. В метро человек чихает и выделяет миллиарды вирусов на расстоянии до шести метров. Что там у него в носу, очень сложно представить, кроме этих двух вирусов. Положительный анализ не равен диагнозу. Лабораторный анализ не равен диагнозу. Заболевания может не быть при выделении вирусов.
- Роспотребнадзор уже высказался по поводу флурона – что рискуют дети и пожилые люди. Эти группы риска со сниженным иммунитетом?
Владислав Жемчугов: Я с этим согласен, потому что люди со сниженным иммунитетом подвержены массе заболеваний. Если у человека диагностировать на ранней стадии, что у него выделилось – грипп или коронавирусы, тогда зависит, что с этим человеком делать, как его лечить, как его наблюдать. Если выделяются оба, и человек пожилой, с осложненными заболеваниями, то его надо лечить с повышенным вниманием в полной мере, не давая вирусам поднять голову.
Не надо забывать, что грипп может быть активирован. Не было гриппа в прошлом году лишь потому, что все противокоронавирусные меры в равной степени относятся к гриппу – и маски, и санитайзеры, и дистанция, и вентиляция. Это предотвратило вспышку. Кроме того, обязательная вакцинация. В прошлом году провакцинировалось от гриппа огромное количество людей. Кажется, 60%. А сейчас грипп может быть реально, притом тяжелый, например, гонконгский, и он может вызвать последствия гораздо тяжелее, чем «омикрон». Не надо забывать, что стоит вакцинироваться и от гриппа.
- Были сообщения, то разрабатывается двойная вакцина, но новостей пока нет.
Владислав Жемчугов: Невозможно сразу всем заняться.
- Были сообщения, что вот-вот будет готова.
Владислав Жемчугов: Это логично. Я бы еще более логичную вакцину сказал. Вы слышали про «дельтакрон», где в результате манипуляции генетической вроде получилась «дельта» с «омикроном». Если такую сделать вакцину – защищает от тяжелого течения «дельты», а «омикрон» заразен, и будет защищать от повышенной контагиозности – супервакцина.
Второе – можно рассматривать «омикрон», как живую вакцину. Такие слова звучат, но их сразу не очень вежливо воспринимают. На самом деле, с высокой контагиозностью, практически без летальности, даже для тяжелых больных, и живая вакцина на основе вируса без всяких дополнительных компонентов. Это отличная вакцина, можно поработать, убрать парочку ядовитых зубов, чтобы совсем была без тяжелого течения. Эта супервакцина сейчас обойдет всю планету и защищает от всех предыдущих конструкций вируса, что очень здорово.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира