«Громколаятель» и хороший сосед: названы эффективные способы защиты жилища от воров

02:56 30/04/2022

Полиция готовится к всплеску числа квартирных краж. На майские праздники многие уезжают за город, оставляя свои квартиры без присмотра, чем и пользуются воры-домушники. Как предотвратить попадание в свой дом незваных гостей, рассказал в эфире «МИР 24» эксперт в области комплексной безопасности Петр Фефелов.

– По данным МВД, каждый год с наступлением весенне-летнего сезона количество квартирных краж растет примерно вдвое. Можете объяснить, как подбирают преступники те квартиры, которые собираются обворовать?

Петр Фефелов: Первое, это квартиры, дома и придворовые территории, где визуально можно определить, что видеонаблюдение не ведется, плохое освещение, возможно, отсутствие консьержек. Видеонаблюдение, кодовые замки на подъездах – это те сдерживающие факторы, которые в принципе мешают преступникам подойти, сблизиться с объектом их интересов, то есть с квартирой.

Чем больше сдерживающих факторов, тем больше вероятность, что квартира останется нетронутой. Чем меньше их, тем вы более привлекательны для преступников.

– А хозяин квартиры может понять, что за его жильем наблюдают и наметили в качестве возможной жертвы?

Петр Фефелов: Если жизнедеятельность человека не связана с безопасностью, он этого никогда не поймет. Нужно этим жить, этим заниматься, быть профессионалом. Если вы – суперменеджер по продажам, то вы никогда не обратите внимание на косвенные признаки, даже если это вокруг вас происходит.

– Что забирают в первую очередь?

Петр Фефелов: Есть несколько моментов. Мы разделим кражи на две части. Первое – это гастролеры, которые зашли неважно куда, они не знают, куда идут. Просто увидели объект, в который, по их мнению, легко проникнуть. Они проникают и берут то, что попадется на глаза. И второй вид, когда за вами продолжительное время следят, вас «ведут», в том числе, возможно, с помощью соцсетей. Понимают ваше благосостояние и, возможно, располагают информацией о том, что вы недавно, возможно, сняли крупную сумму. И могут точечно понимать, где это лежит. Могут знать, есть ли у вас сейфы. Для этого может вестись работа с курьерами, которые вас посещают. Возможно, вас посетит какой-то электрик, сантехник с «необходимой проверкой». Здесь очень много факторов. Если они знают, куда идут, они этого человека отслеживают, знают, что у него можно взять, возможно, где это лежит, и с чем придется столкнуться: дверь, замки, сигнализация, собака и т. д.

– Как чаще проникают, через дверь? Или если это первые и последние этажи, то через окна и балконы?

Петр Фефелов: Ни один этаж не может быть на 100% защищен от проникновения через окно. Альпинистского снаряжения хватает, все зависит от уровня подготовки преступника. Но чаще это, конечно же, дверь. Причем, к сожалению, иногда консьерж и кодовый замок не является хорошим сдерживающим фактором. Потому что мы понимаем, насколько увеличилось число персонала. И может прийти и человек в форме доставщика или люди в форме работников с какой-нибудь надписью «энерго», «быт» и т. д. Мы, как правило, не воспринимаем этих людей как некую опасность, это уровень психологии. Недавно отменили масочный режим, но, тем не менее, мы до сих пор встречаем на улицах людей в масках. Но в это время, когда маски отменили – это звоночек, который должен напрячь людей, которые встретят в своем подъезде незнакомого человека в маске.

Это к тому, что нам необходимо дружить с соседями по лестничной клетке. Это тоже сдерживающий фактор. То есть когда дружный подъезд, вы друг друга знаете, знаете всех в лицо, то любой посторонний человек вызывает подозрение. Если у вас хорошие отношения с соседями и возле вашей квартиры что-то происходит, человек не пройдет мимо, он не будет равнодушным. Но, к сожалению, в нашей современной реальности мы порой не знаем, кто живет в соседней квартире, как его зовут. А ведь дружный подъезд, дом, двор – мощный сдерживающий фактор для преступных элементов.

– Я вернусь к техническим моментам. Можно ли так укрепить дверь, что ее не вскроют? Отпугнет ли преступников знание того, что в доме есть собака, причем сторожевой породы, прошедшая курс обучения. Эти факторы как работают?

Петр Фефелов: Таких дверных замков, которые невозможно вскрыть, наверное, не существует. Да, более качественный и дорогой замок потребует больше времени на вскрытие. А если на входной двери не один замок, а два или три – да, это мощный сдерживающий фактор, на это уйдет определенное время. Важно и качество самой двери, полотна – чтобы это не была жестянка, в которой не надо тратить время на замок, а можно взять хороший режущий инструмент и просто вырезать замок…

– Я слышал, что обычным электрическим консервным ножом вскрывали двери.

Петр Фефелов: Это не шутка, это действительно так. Некоторые двери внешне могут выглядеть как угодно, но на самом деле их качество очень низкое. Кто-то устанавливает в подъезде двери на самостоятельно построенные стенки, а кто-то кувалдой прошибает эти стенки, который выложены, например, из одного кирпича.

То есть много таких элементов, на которые, возможно, обратит внимание преступник, но не обратит внимание жилец, обыватель, который не связан с безопасностью. Да, есть некоторая перегородка, но что это, гипсокартон или кирпич, этому не придает значение хозяин. Но придает значение преступник, который планирует пройти туда.

– А собака сторожевая?

Петр Фефелов: Это мощный сдерживающий фактор, это такой элемент, с которым не договоришься. Если это правильно обученная собака, она никогда не возьмет что-то поесть из чужих рук. Но, опять же, мы говорим о таком факторе, как майские праздники, когда люди уезжают надолго.

– И собаку забирают с собой.

Петр Фефелов: Да, к сожалению, в этих случаях, как правило, собака уезжает. Но чем больше сдерживающих факторов, тем сложнее проникнуть в вашу квартиру. Есть такой электронный прибор, на который записан лай собаки. Он просто включается в розетку, включается таймер, и с некой периодичностью в квартире звучит лай. И даже если за вашей квартирой следят и видели, что у вас есть собака, но заметили, что вы уезжаете… Но бывают форс-мажоры, что кто-то возвращается и может остаться незамеченным. И когда преступник подходит к двери и слышит лай, это мощный сдерживающий фактор – а стоит ли рисковать, тратить время. Но опять же, все эти уловки могут не сработать. Стоит постучаться в дверь, активно поскрестись, и если в это время звуковой сигнал собачки не сработает, то преступник, к сожалению, поймет, что, скорее всего, лает какое-то техническое устройство.

– Получается, что нужно собрать набор этих сдерживающих компонентов и, когда он достигнет какой-то критической массы, просто решат не связываться?

Петр Фефелов: Да, скорее всего, те люди, которые нацелились на тот или иной двор, подъезд, этаж, квартиру, увидев множество сдерживающих факторов, просто пойдут искать более простую цель.

– А может пойти по более простому пути и последовать совету не хранить ценные вещи дома? Арендовать банковскую ячейку, например?

Петр Фефелов: Да, можно обезопасить свои материальные ценности. Но когда люди за вами следят, они видят, что вы ездите на хорошей машине, хорошо одеваетесь, покупаете дорогие гаджеты. И они понимают, что в этой квартире что-то есть. Возможно, достаточно состоятельные люди каким-то вещам не придают значения. Да, вещь дорогая, но они уже про нее забыли. Но, например, грабителям эта вещь интересна. Тем более этих вещей может быть несколько.

Опять же, если вы приходите в квартиру, а она вскрыта, все разбросано... Мы сталкивались с этими людьми, там осадочек остается. Когда вы понимаете, что в вашей квартире кто-то похозяйничал, все разбросал, белье разбросано, все из шкафов выброшено, это очень неприятно. Мы в группе компаний проводили аналитику, когда работали с этими людьми. У некоторых оставался такой осадок, что они просто не могли уже там находиться и продавали эти квартиры. После самого факта проникновения в вашу квартиру вы больше не чувствуете себя защищенным.

Казалось бы, и финансовая возможность есть, тем более технические средства для защиты дома сейчас недорогие. Технологически все шагнуло настолько вперед, что эти вещи, которые несколько лет назад стоили очень большие деньги, сейчас стоят копейки.