Рубль стал лидером роста среди 31 валюты мира. С начала года по отношению к доллару он укрепился на 11%, обогнав даже бразильский реал. В чем причина роста, как долго он продлится, что будет с рублем дальше? Ситуацию проанализировал в эфире телеканала «МИР 24» кандидат экономических наук, президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
- Агентство Bloomberg объявило рубль самой эффективной валютой с начала года. На прошлой неделе доллар на Мосбирже упал ниже 64 рублей впервые с февраля 2020 года. В чем, на ваш взгляд, секрет происходящего?
- Есть две точки зрения на ситуацию. Одни говорят, что Bloomberg – это просто статистика, и особо на него обращать внимание не надо, хотя это достаточно авторитетное агентство. А другие, наоборот, оптимистично относятся к укреплению рубля. Вам ближе позиция первых, которые не обращают внимание на Bloomberg?
Владимир Косой: Я бы даже вопрос поставил не так, что не обращать внимание на Bloomberg. Он дает некое статистическое значение, которое показывает, что рубль оказался самой крепкой валютой с самыми высокими темпами роста за последние два месяца. Проблема заключается не в этом, а в том, что вы можете купить, имея эту валюту. И вот здесь начинаются достаточно серьезные проблемы. С чем связан такой рост рубля? У нас огромный профицит внешней торговли, у нас импорт кратно сократился. Для примера можно сказать, что в России продажи автомобилей упали на 80% в месячном исчислении. Это значит, что идет сокращение импорта – комплектующих, автомобилей. То же самое касается любых других позиций, связанных с той же радиоэлектроникой, бытовыми приборами. И именно это создало ситуацию, когда нам на сегодняшний день не на что потратить доллары и евро, полученные в первую очередь от нефти и газа.
- Есть еще точка зрения скептически настроенных, кто сомневается, что курс на Мосбирже адекватен. Насколько эта цена рубля истинная?
Владимир Косой: Если вы посмотрите на массу других показателей, то вы увидите, что все не однозначно. Есть курс на Мосбирже. При этом попробуйте сходить в обменный пункт и купить там наличную валюту по этому курсу или приближенному к нему. И вы убедитесь, что у нас на сегодняшний день огромный спред, то есть разница между курсом покупки и продажи обменными пунктами наличной валюты. От того, что валюта, тот же евро стоит на бирже 67 рублей, я уверяю вас, дешевле 80-85 рублей вы наличные евро купить не сможете. И вот это та реальная ситуация, которая есть сегодня. Точно так же, как мы, к примеру, с рублевой картой «Мир» может прийти в Дубай Молл, где в отдельных магазинах будут принимать карту с рублевыми платежами. Вопрос, по какому курсу будет проходить конвертация. Она не будет иметь ничего общего с курсом Мосбиржи.
- Что, на ваш взгляд, будет с курсом рубля в ближайшее время?
Владимир Косой: С моей точки зрения, и Центробанк, и Минфин РФ тоже не заинтересованы в столь крепком рубле. Дело в том, что, когда рубль такой крепкий, сокращаются объемы рублевых поступлений от экспорта в бюджет РФ. То есть это не очень хорошо для бюджета. И второе – такая крепкая иностранная валюта сильно мешает нормальному функционированию предприятий-экспортеров. И все это вместе, соответственно, значит одно, – то, что Мнфин и Центробанк будут принимать усилия для того, чтобы снизить сложившийся курс рубля.
- Сейчас Центробанк постепенно увеличивает максимальную сумму валюты, доступной к операции частным лицам. Это как раз движение в ту сторону?
Владимир Косой: Центробанк разрешил физическим лицам переводы за рубеж до 50 тысяч долларов. Это именно движение туда – попытки хоть как-то остановить рост курса рубля. Другой вопрос, если говорить о мере, которая принята сейчас, то, с моей точки зрения, она будет неэффективна. У российских резидентов за последнее время возникли огромные проблемы с внешнеторговыми платежами. И в условиях, когда люди не могут перевести за границу 5-10 тысяч долларов или евро, рассчитывать на то, что они смогут переводить по 50 тысяч через западные банки, я бы не стал. С моей точки зрения, последний шаг Центробанка если и будет иметь практическую пользу, то в минимальных значениях.
- Тогда посмотрим более глобально. Насколько эта необычная ситуация с рублем влияет на позицию валют стран СНГ?
Владимир Косой: Курсы валют стран СНГ всегда были связаны и в определенной степени привязаны к рублю. Это связано с тем, что в России работает большое количество рабочих из того же Узбекистана, Таджикистана, и курс их валюты в значительной степени зависит от поступлений из РФ. Соответственно, курс рубля все равно опосредованно будет приводить к тому, что курсы валют наших стран-партнеров тоже потихоньку будут повышаться. С другой стороны, там есть и другие тренды. Сокращение количества трудовых мигрантов в РФ может приводить к тому, что курсы будут расходиться.
- Каким должен быть комфортный рублевый диапазон по отношению к иностранной валюте, на ваш взгляд?
Владимир Косой: Как резкое снижение, так и резкое повышение валюты всегда некомфортно. Потому что оно создает определенные диспропорции для экспортеров, импортеров, нервирует игроков рынка. Поэтому оптимальный курс связан с долгосрочными планами, которые мы видели раньше. И коль скоро бюджет РФ верстался из расчета около 70-75 рублей за доллар, то, соответственно, наиболее комфортным будет тот курс, который максимально приближен к плановым значениям.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Национальные валюты
- Белорусскому рублю – 30 лет: почему в народе купюру называли «зайчиком» и другие факты про денежные знаки
- Нацбанк Кыргызстана ввел в обращение серебряную монету в честь 100-летия со дня образования Кара-Кыргызской автономной области
- Нацбанк Казахстана и Народный банк КНР обменяются опытом разработки цифровых валют