Какими видят отношения России и восточноазиатских стран эксперты «Валдая»?

02:01 09/09/2023

10 сентября во Владивостоке открывается VIII Восточный экономический форум. Одним из традиционных участников деловой программы станет международный дискуссионный клуб «Валдай». Чего ждать от Валдайской сессии Восточного экономического форума в этом году, телеканал «МИР 24» спросил председателя совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрея Быстрицкого.

«Валдай» во Владивостоке будет уже в седьмой раз?

– Если не больше. Идее разворота на восток и специальных докладов Валдайского клуба по поводу Дальнего Востока лет 12.

Насколько важно участие в ВЭФ для самого клуба?

– Это любопытно и важно. Мы думаем, что Дальний Восток и весь Азиатско-Тихоокеанский регион перспективны, там происходит много событий, это место бурного роста. Для людей, которые пытаются интеллектуально реагировать, понимать, что там происходит, это любопытно. Особенно интересно, когда в дискуссиях принимают участие люди из этого региона, связанные с ним. В наших дискуссиях принимают участие коллеги из стран этого региона и, естественно, из России.

Доклад, который специально готовится для форума экспертами клуба, станет гвоздем Валдайской сессии ВЭФ. Чему он посвящен на этот раз?

– Доклад посвящен проблемам развития будущего. Там много соображений о том, что будущее абсолютно моделируемо в нашей ситуации. Иногда будущее очень сложно моделировать, потому что уже многое сложилось, много притерлось, трудно повернуть. Здесь же все очень вживую: огромный регион, который за последние 30-40 лет пережил очень бурное развитие, очень гибкий, перспективный, в нем есть практически все – от материальных до интеллектуальных ресурсов, от полезных ископаемых до креативного среднего класса, то есть людей, которые зарабатывают на будущем развитии.

Насколько я знаю, основой для доклада стала серия ситуационных анализов, сделанных весной под эгидой клуба. Можете выделить самые важные выводы?

– Самый важный момент связан с тем, что в этом регионе нет прямой конфронтационной составляющей. Да, есть конфликты, сложности, но есть и политическое, социальное, экономическое пространство для развития и сотрудничества. Россия может получить невероятную возможность через Дальний Восток соучаствовать не только в развитии региона, но и всей мировой экономики.

Авторы доклада отмечают, что позитивно влияет на отношения России со странами Азиатского региона фактор глобальной связанности, которая формировалась несколько десятилетий. Вы говорите, что регион бурно развивается, в нем меняется ситуация, но связанность остается. В чем она выражается?

– Потому и развивается, что связанность есть. Это не противоречит, а одно поддерживает другое. Первое – технологически-географическая связанность. Во-вторых, некоторого рода свобода в будущем. В-третьих, появление новых идентичностей, новых представлений о том, как будут складываться отношения между людьми и кем они себя будут считать. Страны в этом регионе прошли колоссальное эволюционное развитие за последние 30-40 лет – от колониальных моментов до самостоятельных, бурно развивающихся народов, наций. Эта новизна связывает регион. Это место комбинации сил, которое позволяет экономикам региона не только быть связанными между собой, что очень важно, но прежде всего создавать соучастие этой экономики в мировом развитии. Это очень интересный момент, потому что в Восточной Азии мы имеем дело с центром силы, центром развития.

Кто-то может послушать и сказать: «Какая медово-карамельная картинка получается в отношениях России и стран Азии!» Не все же так красиво, есть же и препятствия, проблемы у нас в отношениях?

– Я не говорил о медово-карамельной картинке, мы говорили о достоинствах и преимуществах. Конечно же, много сложностей. Есть давние конфликты: это и острова Спартли, и Тайвань, и много чего еще, включая вовлеченность в эти конфликты других стран. Большой конфликт самобытности развития стран Азии и соответствия стандартам западных цивилизаций. Набор конфликтов довольно большой, вызовов очень много.

Но если взвесить скрытую в них агрессивность и общие возможности взаимодействия и развития позитивных коммуникаций, то, на мой взгляд, второе перевешивает. Конечно, конфликты могут все подорвать, и мы видим, как наши западные и американские коллеги стараются, чтобы ничего не замирилось в Китае, в Тайване, провоцируют истории, связанные с тем же Тибетом, например. Острова Спартли – это тоже целая история. Конечно, вызовы есть. Но есть шанс их преодолеть, и он довольно высок.

Еще в 2017 году в докладе «Заглянуть в будущее» эксперты «Валдая» предложили три основных сценария для Азии и России до 2037 года. Это «сражающееся царство», «преуспевание» и «прекрасная эпоха». Какой из этих сценариев, на ваш взгляд, наиболее реалистичен к обозначенной дате?

– Наиболее реалистичен сценарий рационального взаимодействия и позитивного развития, потому что очевидно, что преобладают проекты, связанные с интеграцией и взаимодействием. Мы видим, что конфликты между странами Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона бурно не развиваются. Поэтому наиболее мрачные сценарии по-прежнему остаются самыми невероятными. Но, как говорится, ни от чего зарекаться нельзя. Я крайне осторожно отношусь ко всякого рода прогнозам и не хотел бы их делать. Потому что предугадать будущее очень сложно, но вероятность позитивного развития высока.