В Казахстане вспоминают жертв политических репрессий. В 1930-е годы на территорию республики были сосланы более пяти миллионов человек. Это представители нескольких десятков национальностей. Подробнее –корреспондент «МИР 24» Алена Грачева.
Этот снимок Айгуль Суюнжанова хранит особенно бережно. Ее дедушку задержали в 1937-м в родном Акмолинске. Бабушка вместе с тремя детьми сбежала в Новосибирск. Почему супруга нет рядом, никому не рассказывала.
«Сидит, плачет. Ташпек, это четки, держит в руках, и всегда плакала. Тогда мы и не знали – ай, бабушка там сидит молится, плачет. Сейчас мы уже знаем. Они ждали какую-то весточку», – рассказала внучка Капана Мухамеджанова Айгуль Суюнжанова.
Весточку пришлось ждать 30 лет. Пришла справка о реабилитации. Тогда бабушка узнала, что мужа расстреляли спустя год после ареста. Тень репрессий полжизни преследовала ее дочерей – маму и тетю Айгуль Суюнжановой.
«Они учились в Акмолинске, в школе имени Сталина. Учились очень хорошо, и медаль им не дали потому-что, обзывали дочерями врага народа. Сейчас как говорят, «детская травма», и они всю жизнь пронесли и прожили с этой болью. Дети врага народа всегда на втором плане были», – вспоминает Айгуль Суюнжанова.
Несмотря на тяготы, после смерти супруга мама Айгуль Суюнжановой вернулась в Акмолинск. Дожила почти до 100 лет. А ее дочки переехали в Акмол. Село, в котором находился лагерь жен изменников Родины,- «Алжир». Здесь до сих пор есть аллея деревьев, высаженная узницами. Улицы названы в честь политзаключенных.
Женщин приводили и сажали на высокие табуретки так, чтобы ноги не доставали до пола, и в таком положении женщины сидели от восьми до 10 часов. У женщин отекали ноги и лопались капилляры. Не выдерживая этого, она падала в обморок, а придя в себя, была готова подписать любые бумаги. А в бумаге указывалось, что она является женой врага народа.
В фонде музея «Алжир» —18 тысяч экспонатов. Большинство – подлинники. Письма, которые дети писали заключенным матерям. Игрушки, которые матери делали своим детям из хлебного мякиша. Документы, предметы быта и одежда.
«Больше всего меня впечатлило, когда мы сюда приехали, на улице стояли мемориальные плиты, очень длинные. Очень много имен. Если на одной плитке около 20 имен, я не знаю, сколько там имен. Это очень много тысяч людей, которые погибли просто не за что», – поделилась посетитель музея «Алжир» Жанна Сулейманова.
Через Акмолинский лагерь жен изменников Родины прошло восемь тысяч женщин. Минимальный срок заключения – пять лет. Женщины собирали камыш, а тех, кто не выполнял план, оставались еще на год.
«Жители села Жана Жол, когда женщины собирали камыши на берегу озера Жаланаш, делали курт в виде камня и бросали женщинам. Вначале женщины не знали, что это продукт питания. И одна немка от бессилия, когда собирала камыши, упала рядом с этими «камнями», почувствовав запах молока», – рассказала сотрудника музея «Алжир» Эльвира Саттар.
Казахи также прятали в камышах мясо и хлеб, рассказывают в музее. Каждый год «Алжир» пополняется новыми экспонатами со всего мира.
Подробнее в сюжете: История