Дневник V Всемирных игр кочевников в Астане. Третий выпуск

09:59 12/09/2024

V Всемирные игры кочевников проходят в Астане. Более 2000 атлетов из 89 стран соревнуются в 21-м виде спорта.

Особенность этоноаула – город ремесленников. Здесь скульпторы и художники рассказывают о национальном искусстве.

Максим Тернов – кожевник во втором поколении. В своих изделиях использует только натуральную бычью кожу. Семей – это родина великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Своему знаменитому земляку мастер посвятил несколько предметов. Панно с одной из цитат мыслителя и набор путешественника.

«Набор включает в себя торсык, инкрустированный костью. Торсык функциональный, можно заливать кумыс. Ежедневник, перо и копия перстня Кунанбая, переданная им в наследие Абаю», – рассказал руководитель предприятия по изготовлению изделий из кожи Максим Тернов.

Город ремесленников привлекает посетителей разнообразием представленных искусств. Особый интерес у иностранцев вызывают музыкальные инструменты. Это казахский инструмент дабыл. Его использовали воины, когда шли в атаку.

«Это казахский национальный ударный музыкальный инструмент. Обтянут с двух сторон бычьей кожей. Все инструменты у меня эксклюзивные, на каждом неповторимый рисунок», – рассказал архитектор Оразгали Айттенов.

Чтобы дабыл звучал громче, его перед подачей сигналов нагревали на костре. Он применялся на охоте и во время религиозных обрядов.

В этноауле можно наблюдать, как возрождается древнее казахское искусство вышивки ковра вручную.

«Это древний казахский ткацкий станок. Его использовали для обучения, показывали, как нужно ткать ковры на миниатюре. Раньше у казахов не было понятия сувениров, все использовалось только по назначению», – пояснила ковровых дел мастер Роза Альбатырова.

Роза Альбатырова занимается ковроткачеством уже больше 50 лет. Мастерица из Кызылординской области учит традиционному искусству школьников и студентов. Ее цель – возродить забытую традицию: изготовление ворсистых ковров.

А пока туристы изучают культуру кочевников в этноауле, в 50 метрах проводят турнир силачей со всего мира. Богатыри соревнуются в поднятии огромных валунов и метании копий.

«Данный вид спорта рассчитан на метраж в течение минуты. У нас последним выступал казахстанский Азамат Макулбеков. Он пронес больше всех – 136 метров», – отметил судья Еркин Алимжанов.

Уларбек Курачбекулы – настоящий кыргызский батыр. При весе 130 килограммов молодой парень с легкостью поднимает камень в 100.

«Это тяжелое испытание, но я смог побить свой личный рекорд. Атмосфера шикарная. Много зрителей сегодня на трибунах. Я чувствую их поддержку», – поделился участник Всемирных игр кочевников Уларбек Курачбекулы.

Не менее зрелищно прошли и соревнования конных лучников – жамбы ату. Всадники на скаку должны поразить как можно больше мишеней.

Во многих видах соревнований Игр кочевников животные играют одну из ключевых ролей. От их состояния здоровья во многом зависит результат поединков.

Специально к Играм кочевников подготовили уникальную ветеринарную клинику. Это горизонтальный фиксатор или, проще говоря, стол для того, чтобы поднимать или опускать и укладывать больших животных. Вся техника и аппараты будут служить на благо животным и после завершения Игр кочевников. В том числе и уникальный рентгенаппарат.

«Он предназначен для исследования крупных животных. В первую очередь лошадей на наличие переломов и мягкие ткани на наличие ушибов, каких-то микротравм», – пояснил сотрудник ветеринарной клиники Альберт Забрудин.

Официальный логотип – солярный всадник. За основу его дизайна взяли полудрагоценный камень символизирующий кровь и огонь, жизненную энергию, сердце и солнце.

«Когда был принят слоган – «Улы дала дубыры», то корень слова «дубыр» где-то сочетается с биением сердца. И вот сердце – сердолик – дубыр и вот эти смыслы как паззлы встали в эту концепцию», – рассказал директор по маркетингу дирекции пятых всемирных игр кочевников Серик Буксиков.

Проведение Игр кочевников в сентябре – это отсылка к празднику завершения перекочевки с летней на зимнюю стоянку. Путь каравана людей и животных традиционно заканчивался на новом месте с праздничными ритуалами, играми и состязаниями.