Люди ели, едят и будут есть. Так мы устроены. И вопрос, что положить в рот, был и будет еще долго одним из самых актуальных для человечества. Сегодня мы видим, что он выходит за область гастрономии и экономики, и становится политическим и даже идеологическим.
Сторонники традиционного питания говорят о незаменимости животного белка, в то время как веганы и сыроеды утверждают, что он не нужен и даже вреден для человека, и напоминают о негуманности производства мяса и молока. Несмотря на то, что и те и другие имеют право на свою точку зрения, интерес к «живой» пище, в целом, растет – это видно по увеличению количества блогеров, рассказывающих о здоровом питания, лайф-коучеров и детокс-экспертов, а также фестивалей и мероприятий, посвященных вегетарианству и живой кулинарии.
Корреспондент «МИР 24» Ольга Бобровская решила заглянуть на кухню, где готовят без плиты и сковородок, пользуясь исключительно растительным сырьем.
На мастер-класс по сыроедной кухне попасть не так-то просто. Нужно «быть в теме». То есть, как минимум, быть подписанным на какого-нибудь интересного блогера, который выкладывает свои рецепты и делится интересными находками из мира здоровой кухни.
Я подписана на ребят из компании Captain Raw, компанию, поставляющую сыроедные обеды в московские офисы. Основатели - Нина Финаева и ее муж Александр – перешли на сыроедение много лет назад, когда об этом даже самые продвинутые вегетарианцы в России не очень-то и слышали.
«Raw» в переводе с английского означает «сырой». «Raw kitchen» – способ приготовления продуктов, который не предусматривает их нагревания до температуры выше 40 градусов (считается, что именно после этой отметки все биологическое и живое превращается в мертвое и неполезное).
Как рассказала мне Нина, в основе подхода – теория об энзимах, пищеварительных ферментах, которые содержатся в зелени, овощах, орехах, семечках и фруктах. Энзимы, попадая в пищеварительную систему, образуют здоровую флору, помогая организму расщеплять и усваивать питательные вещества. Но при термической обработке эти энзимы убиваются, и пища становится балластом, который организм пытается кое-как переварить, тратя на это много энергии. Поэтому лучше питать «здоровую» флору, насыщая ее живыми энзимами, чем пытать свой организм «мертвыми» продуктами, кормя патогенную флору.
Но как отказаться от майонеза? От борща, шоколада и макарон? Оказалось, что хитрые сыроеды придумали, как получить тот же вкус, используя при этом свежие ингредиенты.
Например, «паста с томатным соусом» делается из свежего кабачка, который при помощи спиралерезки (или обычной терки для корейской моркови) натирается в длинную лапшу и заправляется таким соусом: томаты, финик и розмарин взбиваются в блендере. Вкус, конечно, отличается от привычной лапши, но только в пользу большей яркости.
Салат «Коул-слоу» из капусты и морковки заправили майонезом, который приготовили из семян подсолнуха, воды, лимона и горчицы. Подмены никто не почувствовал вообще!
Супы тоже взбивают в блендере. Например, берут огурец, авокадо, зеленую пророщенную гречку и специи. Три минуты – и суп готов!
К слову о зеленой гречке. Ее в сыроедных блюдах используют на каждом шагу. Оказывается, та гречка, к которой мы привыкли - прокаленная и «убитая», а та, которую собрали и не обработали – самая полезная. Ее можно купить в магазинах здорового питания, залить водой и примерно через сутки получить с мелкими ростками. Именно в таком состоянии она обладает наибольшей биологической активностью и полезностью.
Из гречки делают не только супы и салаты, но и десерты. Мы на мастер-классе готовили гречнево-черничное парфе. В блендер кладется гречка, черника, вода и какой-нибудь сироп (сыроеды используют финиковый, топинамбура, агавы, рисовый) – и взбивается. Вот так все просто.
А как же стоять подолгу у плиты? А потом мыть жирные поддоны? Не надо? Если так, то это целая революция не только в пищевой промышленности, но и в самом домострое! У хозяйки появится дополнительных час-два на то, чтобы заняться собой. Может даже разводов станет меньше? А вопрос ведь только в том, чтобы всей семьей перейти на новый тип питания. Это сложнее всего, и сыроеды об этом знают не понаслышке.
«Главное дать другому свободу выбирать себе то, что он хочет, и не навязывать свое», - говорит Нина. В ее случае переход на сыроедение был легким – и она, и ее муж, и даже их маленький сын Гордей с удовольствием едят сыроедческие блюда.
Хитом мастер-класса стало мороженое. Его приготовили из обычных бананов, и оказалось, что на вкус оно совсем не уступает обычному мороженому, в котором очень много жира и сахара. А шоколадный мусс, который был сначала сбит из подсолнечной муки, финикового сиропа, воды и сырого какао, а потом заморожен, ничуть не уступал ресторанным десертам, в которых «поселились» яйца, молоко и все тот же вредный сахар.
Наоборот, все участники мастер-класса в один голос утверждали, что это настоящий праздник шоколада, и главное, что его поедание не вызывает угрызений совести – все же полезное.
Чтобы окончательно «добить» гостей, Нина угостила всех молоком из миндаля с бананом, а из жмыха, который остался от молока, она сваяла печенье, которое сушится в дегидраторе и совсем не отличается от привычного. Дегидратор – это сушильная машина, которая гоняет теплый (до 40 градусов) воздух и «склеивает» печенье или хлебцы.
Таким образом, чтобы оборудовать сыроедную кухню, как я поняла, нужны блендер, холодильник и дегидратор. Это, пожалуй, основное. Звучит заманчиво: не нужно ни плиты, ни микроволновки, ни гриля или пароварки.
Несмотря на то, что все порции блюд, представленных на мастер-классе, были мизерными, а блюда – «пустыми» с точки зрения традиционного питания, почти все участники чувствовали одновременно сытость и легкость.
По отзывам, многие новобранцы решили с завтрашнего дня начать осваивать новую кухню. Те же, кто уже одной ногой стоит в сыроедении, говорили, что срывы обратно в традиционное питание, конечно, случаются, но через год-два организм перестраивается, и все проходит.
Я решила тоже попробовать и посмотреть, как я себя чувствую после гречки с авокадо. Пока полет нормальный, в голове – ясность, а в теле «такая приятная гибкость образовалась». И самое странное – меня совсем не тянет попить кофе! А ведь я до этого дня была настоящим кофеманом…
Кто знает, может через несколько лет мы увидим кабачковую лапшу в «Книге о вкусной и здоровой пище», и зеленая гречка никого не будет пугать, майонез перестанут делать из яиц, а финиковый сироп станет продаваться вместо сахара?
Ольга Бобровская
Подробнее в сюжете: Кухни мира