Москва, 19 декабря. В московском «Манеже» открылась выставка под названием «Рабочий и колхозница. Личное дело». Экспозиция расположилась на четырех этажах, сообщает корреспондент «МИР 24» Александра Корчагина.
Большую часть места на выставке отвели работам известных современных художников.
Таких подробностей о творчестве скульптора Веры Мухиной и ее монументе «Рабочий и Колхозница», пожалуй, нет нигде.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дед Мороз привез в Баку «Московскую ярмарку»
Например, представленная в экспозиции ржавая конструкция на самом деле оригинальный внутренний каркас самой знаменитой пары Москвы. Рядом можно увидеть живопись 2004 года художника Валерия Кошлякова. В паре метров от них разместили работу одного из главных представителей социального искусства Александра Косолапова под названием «Микки и Минни».
Экспонаты разных лет представлены на выставке вперемешку. Такова задумка кураторов.
«Памятник «Рабочий и колхозница», он задал канон эстетический, по сути, программа, которую он предъявил советскому человеку, она очень долго себя предъявляла, но потом, когда мы поняли, что произошло головокружение от успехов, что вот это светлое будущее, к которому так стремились люди, оно так и не наступало. И вот дальше мы пытаемся понять, каким образом этот памятник, советский канон монументальной пропаганды, жил и живет до сих пор» - рассказал куратор Андрей Паршиков.
Памятник «Рабочий и Колхозница» с момента его появления стал символом советской эпохи. Монумент весом в 185 тонн был создан в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Изначально концепция принадлежала архитектору Борису Иофану, но именно Вера Мухина смогла воплотить его идею в жизнь.
После ошеломительного успеха у талантливого скульптора появилась другая, авангардная идея. Мухина захотела установить в городе Балаклаве маяк в виде сияющего водолаза высотой 40 метров. Правда, задумку осуществить так и не получилось. Художник Леонид Тишков, узнав об этом, решил воплотить ее на бумаге.
«Это называется «Водолаз- маяк», проект Леонида Тишкова, по идее Веры Мухиной, и здесь Балаклавская бухта, место которая она выбрала и дальше вот в голове водолаза, в шлеме должна была быть эта лампа, сюда вот должны быть всякие подъемные лифты, и лестницы, я вообще решил еще дофантазировать и решил , что на постаменте должен быть музей водолазного дела», - говорит Тишков.
Современные авторы вдохновлялись монументом не раз. Например, Рабочий и Колхозница стали главными героями картины Александра Виноградова. Они изображены на заставке «Мосфильма». Именно с их появления начинаются многие кинохиты – от «Броненосца «Потемкина» Эйзенштейна до «Иронии судьбы. Продолжение» Бекмамбетова.
На выставке представлена работа «Братья и сестры» художника Алексея Беляева-Гинтовта. Автор рисует исключительно руками.
«Здесь представлены люди, 3 июля слушающие речь Сталина «Братья и Сестры» произнесенную им. Страна ждала слов Сталина и вот первое его появление в эфире. Таких фотографий много, я взял одну из них, фотографию Бальтерманца, и вручную отрисовал 412 лиц. Потом превратил их в трафарет, и вручную буквально, ладонями и краской воспроизвел эти лица», - рассказал художник.
Почти целый этаж отведен и творчеству Бориса Иофана. Архитектор был любимцем Сталина и делал мебель исключительно для партийной верхушки.
Интересно, что на выставке есть даже личные вещи авторов грандиозного памятника. Например, инструменты, которыми Мухина создавала свои шедевры. После осмотра экспозиции кураторы советуют не полениться и осмотреть памятник снаружи.
Многие помнят, как в 90-ые знаменитая пара стала разрушаться. Отреставрировали Рабочего и Колхозницу только в 2009 году. Павильон под ними стал частью выставочного центра «Манеж». Вот такую эволюцию пережил монумент-легенда, который через два года отпразднует 80-летие.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»