Она создала скульптуры, ставшие символом Советского Союза, которыми восхищались на родине и за рубежом. Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Веры Мухиной. О знаменитой художнице – в материале корреспондента «МИР 24» Анны Парпуры.
Не только скульптор. Внучка Веры Мухиной Марфа Замкова с особым трепетом показывает эскизы костюмов, созданные легендарной бабушкой. Как о дизайнере одежды о Мухиной говорят нечасто, хотя именно благодаря ей в Париже прозвучало то самое «а-ля рус».
«Она с Ломановой выпустила коллекцию одежды, получила за нее высокие оценки в Париже, Гран-при. Вот эти вещи, сделанные из холщевой ткани, из простого льняного полотна, из ситцевых тканей, они поразили своим изяществом, своей элегантностью и своим вкусом», – рассказала главный научный сотрудник РГГУ, доктор искусствоведения Ольга Калугина.
В Европе Мухина всегда срывала овации. Да и Европа была для нее почти домом. Юной девушкой она уехала туда учиться искусству. Но творить вернулась на родину. Образ русской крестьянки и принес ей всемирный успех. Баба, твердо стоящая на ногах, покорила сначала советских критиков, а потом и итальянских.
«Мухиной органично удалось передать ощущение земли, крестьянской мощи. Это своеобразная аллегория плодородия. Крестьянка там стоит на снопах и серпе. И то, как построена форма – колоколообразная форма, могучие руки, сложенные на груди, это все, пластика, настолько впечатляла, что создавался образ могучей русской крестьянки», – указала сотрудник отдела скульптуры Третьяковской галереи Лариса Бедретдинова.
Прямиком с итальянской выставки «Крестьянка» укатила в Ватиканский музей. О Мухиной заговорили. Но главный триумф ждал ее впереди.
В 37-м на Всемирной выставке в Париже «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной подарили Советскому Союзу первую победу над фашистской Германией. Тогда боролись за золотую медаль. Советский павильон строили напротив немецкого. Серп и молот против орла со свастикой. В день открытия «Рабочий и колхозница» воспарили над городом.
«Вот этот полет, конечно, уничтожил этот кондовый фашистский павильон. Недаром парижская пресса писала, что это высшее достижение скульптуры XX века, хотя XX века только треть прошла. И Пикассо писал, что она окрыляет все окружающее пространство», – отметила главный научный сотрудник РГГУ, доктор искусствоведения Ольга Калугина.
Золотую медаль получили оба павильона. Но визуально немцы проиграли. По дороге на работу парижане приветствовали «Рабочего и колхозницу» и собирали подписи, чтобы оставить скульптуру. Но символ советской эпохи увезли. Место для скульптуры нашли на Всесоюзной выставке.
«Был выбран материал нержавеющая сталь. Это заявка в будущее. Это не бронза, не чугун, это материал для того времени будущего. Это было очень сложно. Потому что это сложная сварка. Это сложная формовка деталей. Но потом эта идея будет повторена», – указала сотрудник отдела скульптуры Третьяковской галереи Лариса Бедретдинова.
Окрыленная успехом, Мухина была готова творить. Полная замыслов, она создавала эскизы для будущих монументов, но большинству так и не суждено было увидеть свет. Сама она печально называла их мечтами на полке, но продолжала работать для искусства и для народа. Пивная кружка, разработанная Мухиной, стала еще одним символом советского времени.
«Потому что она гений, она человек, который получил поцелуй от Бога. И она была успешной. Какие прекрасные она вазы делала, как она работала со стеклом», – сказала главный научный сотрудник РГГУ, доктор искусствоведения Ольга Калугина.
На гонорар от «Рабочего и колхозницы» Мухина построила этот дом. Здесь же родилась ее внучка Марфа Замкова. Спустя годы она хранит все, что связано с Верой Мухиной, и мечтает, чтобы о жизни ее легендарной бабушки сняли сериал.
Подробнее в сюжете: История
Читайте также: