23:17 23/01/2016

Русский след «Пер Гюнта»

Москва, 23 января. Все новое – это хорошо забытое старое. В Большом театре на этой неделе сцену отдали гастролерам – знаменитому Гамбургскому балету. Труппа во главе с хореографом Джоном Ноймайером привезла в Москву постановку «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Генрика Ибсена. Музыку написал российский композитор, правда, позже эмигрировавший в Германию, Альфред Шнитке. Мировая премьера балета состоялась 22 января 1989 года. И вот спустя 27 лет москвичи имеют возможность посмотреть новую редакцию спектакля. Корреспондент «МИР 24» встретился с гастролерами и узнал, почему решили показывать один балет пять вечеров подряд.

Постановщик решил показать рождение главного героя Пера очень откровенно. Интимный процесс происходит в абсолютной тишине. Никакой музыки и слов. Появляется не один, а целых четыре Пера Гюнта. Это его альтернативные личности. Как только вступает оркестр, декорации меняются, и от сцены тут же начинает веять холодом. История разворачивается в суровых норвежских горах. Зритель наблюдает эволюцию главного героя – из крестьянского юноши он превращается в кинозвезду.

«У каждого человека есть какие-то амбиции, и, наверное, у Пера амбиции, он все время ожидает, что у него что-то будет лучше, поэтому он проходит такой огромный путь, чтобы понять в итоге, что там, где он начал, это и было то, к чему он в конце концов стремился все это время, то есть он этот путь прошел только для того, чтобы вернуться обратно», – говорит премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов.

Пьесу норвежского драматурга Генрика Ибсена читатели не сразу приняли, а Ганс Христиан Андерсен вообще назвал ее худшим из того, что читал. Но впоследствии отношение к произведению поменялось. В своей постановке руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер сделал акцент на влюбленную в Пера Сольвейг. Пока он скитался по миру, девушка ждала его в той самой хижине, где он ее оставил.

«В ней очень много любви, очень много любви и теплоты и мне кажется , это самое главное, в самом начале боязнь, но все равно эта боязнь перекрывается с интересом и любовью уже с самого начала. С начала до конца и она его ждет всю свою жизнь», – поясняет прима-балерина Гамбургского балета Анна Лаудере.

Именно в Москве началась история создания балета. Еще в 85-м году Ноймайер предложил написать музыку к «Пер Гюнту» своему другу Альфреду Шнитке. Началась работа, но спустя год композитор пережил инсульт. Он целый месяц лежал в коме. И только после восстановления продолжил писать музыку. Мировая премьера балета состоялась в 89-м году.

«Три года назад я переслушал музыку к своему балету, пересмотрел некоторые сцены и фрагменты и решил, что мне надо поставить его заново, мне кажется, это очень необычное решение для хореографа: спустя 25 лет вновь вернуться к своему произведению. Премьера новой версии состоялась в июне прошлого года и прошла крайне успешно. После этого в моем сердце вновь зародилось огромное желание представить этот балет в России», – отмечает хореограф Джон Ноймайер.

В 90-м «Пер Гюнта» представили на исторической сцене Большого. В тот день посмотреть на балет пришел и сам Альфред Шнитке. С Россией у Ноймайера крепкие связи. Он поставил несколько балетов – и в Мариинке, и в Большом. Да и в труппе всегда есть русскоговорящие артисты.

В этот раз гастроли Гамбургского балета продлились пять дней. И показывали они только «Пер Гюнта». Ну а сам хореограф Джон Ноймайер, возможно,скоро вернется в Москву. Совместно с Большим театром он будет ставить произведение русской классики. Название пока держится в секрете.