Про нее говорили: «Актриса с несоветским лицом». На самом деле она была женщиной с тысячью лиц. Невероятно красивая на экране она не боялась выглядеть смешной или нелепой.
Зрителей покоряла естественностью и взрывным темпераментом. Яркая, экстравагантная, неповторимая Любовь Полищук.
Секреты и мечты, надежды и разочарования кумиров смотрите в программе «Любимые актеры» по пятницам в 9:00 на телеканале «МИР».
ВПЕРЕД! В МОСКВУ
Родилась Любовь Полищук в Омске. Мама – швея, папа – строитель. Родители хотели, чтобы дочка стала инженером, получила надежную профессию. Но у Любы другие планы на жизнь.
В 16 лет она приезжает в Москву. Прямо с поезда мчится в ГИТИС – главный театральный институт страны, именно там зажигаются звезды. Но поздно, экзамены закончились. Полищук чудом успевает подать документы в училище имени Щукина, но срезается на первом же туре. Приемной комиссии она кажется слишком провинциальной.
Единственным местом, куда приняли Любу, стала Мастерская эстрадного искусства. Там не смутили ни ее говор, ни манеры. Главное, что абитуриентка из Сибири отменно танцевала и пела.
«Она покоряла всех как своей внешностью, так и харизмой, которая была заметна в каждом ее жесте, взгляде. Быстрая, эмоциональная, на все реагирующая, все видящая, с чувством юмора», - говорит продюсер Юлиан Малакянц.
После окончания училища Полищук 10 лет выступала на эстраде, но все эти годы не оставляла попыток пробиться в кино. Девушка ходила на пробы, оставляла свои фотографии в актерских отделах. Режиссеры замечали ее, но для маленьких ролей она была слишком яркой, для больших – чересчур экзотичной.
Судьба улыбнулась в 1975. Это была маленькая роль в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев». Эпизод длиною в две минуты, но зато какой. После этого режиссеры наперебой стали приглашать актрису в свои проекты.
В 1977 году Полищук начинает сниматься в детективе «Золотая мина». Актриса волнуется, в кадре ей предстоит работать с самим Олегом Далем. У него репутация сложного партнера, непредсказуемого. За несколько часов до съемок у актрисы начинается страшный мандраж. Однако волнительный эпизод снимают с первого дубля.
НЕСОВЕТСКОЕ ЛИЦО
На экране любовь Полищук в первую очередь клоунесса – редкое женское амплуа. Режиссеры используют это на полную катушку. Негритянок, служанок, мамаш она играет размашисто и легко.
Глядя на Любовь Полищук, многие восклицали: «Это же советская Софи Лорен». Мужчины засыпали ее комплиментами и робели, как дети, в ее присутствии. Сама Полищук к своей внешности относилась скептически: слишком вздернутый нос, слишком большой рост. Она стеснялась выбирать обувь в магазине. Казалось неприличным иметь женщине 43 размер ноги.
«Ее все любили, все ее знали. Но наш кинематограф был с ней достаточно жесток. Я знаю, что у нее были проблемы именно в нашем тоталитарном кино. Говорили, что у нее какая-то не такая красота», - вспоминает заслуженный артист России Григорий Сиятвинда.
В середине 80-х один высокий начальник из Госкино обронил: «У Полищук лицо несоветской женщины». После этого дорога актрисы в кино была закрыта. Последовало шесть лет простоя. За все это время Любовь Полищук не получила ни одной роли.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
На большой экран Полищук вернулась с главным фильмом Перестройки. В 1989 году «Интердевочка» стала лидером проката. Картина затрагивала самые запретные для советского общества темы. Но даже те, кто шел на «клубничку» выходили из зала потрясенными.
В конце 90-х Любовь уходит из репертуарного театра. Надоело быть зависимой от режиссеров, штатного расписания и мизерной зарплаты. Она решила делать только то, что нравится. Полищук сама позвонила продюсеру Юлию Малакянцу с предложением поставить пьесу «Мужской сезон» - историю романа знаменитой актрисы и бедного художника.
«Она такой человек, который ведет за своими идеями, за призывом. У нее глаза горят, и уже стыдно в ответ сказать, что я хочу отступить», - сказал Юлиан Малакянц.
В конце 2000 года Любовь Полищук в зените славы, работает сутками, не жалеет ни себя, ни партнеров. Актриса готовится к премьере – совсем скоро ей вместе с Сергеем Безруковым играть новый спектакль, но премьера оказывается на грани срыва. За три недели до нее Полищук попадает в аварию. У нее серьезная травма – смещение шейных позвонков.
«Ей сказали: «Люба, может, вы полежите, восстановитесь». Но она выходила на сцену и репетировала с таким ошейником. Она была в работе абсолютно до конца», - рассказал народный артист России Сергей Безруков.
МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЮБА
На съемках комедийного сериала «Моя прекрасная няня» у актрисы будто открылось второе дыхание. Маму Любу обожала вся страна, и ей нужна была эта любовь как никогда. Последние эпизоды сериала снимали уже без Полищук. Актриса лежала в клинике, но на финальную сцену все-таки приехала.
«Она старалась никому ни в коем случае никакого дискомфорта на съемочной площадке не устраивать, - говорит заслуженный артист России Борис Смолкин, - единственный момент был в небольшом эпизоде, она тихонько шепнула мне: «Боря, можно я буду сидеть в этой сцене».
Ее нет с нами вот уже больше пяти лет. Но близкие друзья по сей день говорят о ней в настоящем времени, а поклонники по-прежнему признаются в любви. Неповторимая женщина, уникальная актриса, блестящий талант – такое редко соединяется воедино и в жизни, и в кино.
Подробнее в сюжете: Новости кино