16:19 19/08/2016

Непройденный путч: иллюстрация провала

19 августа 1991 года самопровозглашенный Государственный комитет по чрезвычайным происшествиям (ГКЧП) предпринял попытку отстранить от власти президента СССР Михаила Горбачева. Возглавил переворот вице-президент Советского Союза Геннадий Янаев. Горбачев оказался заперт в своей резиденции в Форосе, тем временем в центре Москвы начали концентрироваться войска, прибывали колонны «защитников Белого дома» и сторонники Ельцина, а сам Борис Николаевич с танка обратился к народу, назвав действия ГКЧП антиконстуционными.

Вместе с политиками в Белом доме заперлись известные деятели культуры: Мстислав Ростропович, Константин Кинчев, Маргарита Терехова, Андрей Макаревич, а также Шамиль Басаев, Михаил Ходорковский и на тот момент вице-мэр Москвы Юрий Лужков с Еленой Батуриной.

К 22 августа Ельцин издал ряд постановлений, блокирующих действия ГКЧП, войска из Москвы вывели, Горбачев приземлился во «Внуково-2», а большинство членов комитета арестовали. Но без жертв не обошлось. Архитектор Илья Кричевский, водитель и ветеран Афганистана Дмитрий Комарь и экономист Владимир Усов погибли 21 августа во время столкновения защитников Белого дома с колонной бронетехники Таманской дивизии. Это был один из ключевых моментов неудавшегося переворота.

На траурное шествие 24 августа собрались тысячи человек, в том числе Михаил Горбачев и вице-президент РСФСР Александр Руцкой. В 1992 году Ельцин посмертно наградил погибших на баррикадах медалью «Защитнику свободной России».

«Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу – и выбрало «Пепси». Сейчас уже трудно установить, почему это произошло. <...> Хочется верить, что партийный бюрократ, от которого зависело заключение контракта, просто взял и полюбил эту темную пузырящуюся жидкость всеми порами своей разуверившейся в коммунизме души. Скорей всего, причина была в том, что идеологи СССР считали, что истина бывает только одна. Поэтому у поколения «П» на самом деле не было никакого выбора, и дети советских 70-х выбирали «Пепси» точно так же, как их родители выбирали Брежнева. Как бы там ни было, эти дети, лежа летом на морском берегу, подолгу глядели на безоблачный синий горизонт, пили теплую пепси-колу, разлитую в стеклянные бутылки в городе Новороссийске, и мечтали о том, что когда-нибудь далекий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь. Прошло десять лет, и этот мир стал входить – сначала осторожно и с вежливой улыбкой, а потом все уверенней и смелее», – одним из людей, лучше всего описавших то, что происходило в России в эпоху перестройки, оказался Виктор Пелевин.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Загадочная история Бориса Ельцина

«МИР 24» предлагает окунуться в атмосферу августовского путча:


Фото: Игорь Михалев, РИА Новости

19.08.1991. ГКЧП объявил чрезвычайное положение, и в столицу ввели воинские подразделения. Части Таманской дивизии перешли на сторону защитников Белого дома. На фото – защитники Белого дома приносят танкисту продукты.


Фото: Владимир Родионов, РИА Новости

19.08.1991. Центр Москвы, на фоне палатки с фастфудом стоит танк.


Фото: Борис Кауфман, РИА Новости

19.08.1991. В центре – 45-летний Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР.


Фото: Игорь Михалев, РИА Новости

19.08.1991. Защитники Белого дома согреваются на баррикадах.


Фото: Сергей Титов, РИА Новости

21.08.1991. Врачи «Скорой помощи» госпитализируют пострадавшего от столкновений с бронетранспортером.


Фото: Александр Макаров, РИА Новости

24.08.1991. Траурная процессия, идущая на Ваганьковское кладбище, где будут похоронены Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов.


Фото: Олег Ласточкин, РИА Новости

24.08.1991. Перед началом гражданской панихиды по жертвам путча. В центре – Михаил Горбачев, правозащитница Елена Боннэр и премьер правительства Москвы Юрий Лужков.


Фото: Алексей Бойцов, РИА Новости

24.08.1991. Траурная церемония. В центре – Александр Руцкой, за ним – государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис, справа – Михаил Горбачев.

Мария Аль-Сальхани