16:23 07/10/2016

Старикам тут место

Счастье стареющих граждан — дело рук и умов самих стареющих. Но при обязательной государственной поддержке, которая должна состоять не только в выплате пенсий. И с максимально широким участием более молодой части общества, которую тоже надо уметь организовать.

Об этом шла речь в четверг на 4-й общенациональной конференции «Общество для всех возрастов», проходящей в Москве под эгидой благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Сотни делегатов из самых разных сфер обсуждали, как сделать, чтобы «третий возраст» (распространенный эвфемизм старости) россиян стал по-настоящему «серебряным».

Жертвы двух авангардов

Для начала жестко обозначили нынешнее положение дел. Как отметил один из первых ораторов, профессор Высшей школы экономики Виталий Куренной, «мы живем в стране, невыносимой для старости».

Старшие поколения в России, по убеждению эксперта, стали жертвами сразу двух идеологий. СССР был «авангардным проектом», сурово обошедшимся со старостью и традицией. А после 1991 года настал «рыночный тинейджерский век», в котором для стариков места и тем более не нашлось. Пожилым женщинам осталась только роль бабушек, а мужчинам — дачных огородников.

Здесь можно было бы отчасти возразить, что, если говорить об СССР, то товарищи Брежнев, Косыгин и Суслов в конце своего правления были ярко выраженными стариками, и жизнь при них никак не походила на «авангардный проект». Авангардистам тогда жилось несладко. Кое-что «геронтократы» сделали и для простых стариков: установили пенсии для образцовых трудящихся, на которые можно было как-то прожить. Но — в приснопамятных войлочных ботинках и плюшевых жакетках.

Живущий в России французский писатель Пьер Кристиан Броше упрекнул россиян в том, что «совершив революцию 1991 года, мы создали культ денег и молодости. Через несколько лет мы сами будем, как старики, которых мы иногда жалеем», - предупредил француз своих ровесников.

Особую ценность старших поколений попытался подчеркнуть в своей речи заместитель директора программы «Население мира» Международного института прикладного системного анализа Сергей Щербов. Он отметил, что, по критериям ООН, пожилым считается человек после 60 лет, а по европейским — после 65. Эксперт предложил эти рамки раздвинуть.

По Щербову, считать старым стоит человека, которому в среднем осталось жить порядка 15 лет. Для развитых стран это уже возраст за 70. И тогда получается, что никакого старения мирового населения не происходит. Правда, как тут же признал выступавший, в таком случае в нашей стране мужчина будет считаться стариком еще до 60. В общем, радости для нас не очень много.

Как там стареют у них

Гости из развитых стран поделились своим опытом. От США выступила основатель общественного движения Pass it On Network Джанет Хайвли. Она рассказала, что и в Америке еще недавно «основное внимание чиновников было направлено на пожилых людей как на немощных и иждивенцев». Но там многое меняется.

В 2000 году г-жа Хайвли и ее коллеги провели масштабное социологическое исследование в мелких городках и сельской местности США (откуда молодежь тоже уезжает), опрашивая жителей в возрасте 60-85 лет. Вот что выяснилось: 90% пожилых людей отметили, что довольны своей жизнью и сами распоряжаются ею, более 75% назвали себя активными и здоровыми. Более 40% продолжали работать, а 60% участвовали в волонтерской деятельности. Около 45% опрошенных занимались внуками полный день, и 40% ухаживали за больными родственниками.

Общественники — коллеги Джанет Хайвли, ныне 84-летней, организуют пожилых людей в американской глубинке путем простых эффективных действий: встречи в кафе, форумы в интернете, обмен услугами.

В современном Израиле худосочные модели на подиуме стали уступать места более полным, а пенсионеры поступают в университеты, чего они не смогли себе позволить в молодости. Об этом рассказала генеральный директор гериатрического центра «Шогам» Татьяна Богуславская.

Путешественник Федор Конюхов

Восстание пожилых израильтян за свое достоинство, по словам гостьи, началось с того, что одна постаревшая модель отказалась увольняться по причине возраста, и агентство, в котором она работала, не только восстановило ее, но и выплатило солидную компенсацию. Сейчас в израильских судах разбирается море таких исков, а работодатель по закону не имеет права ни устно, ни письменно спрашивать у ищущего работу возраст и даже год получения диплома.

Возможности не покупаются за деньги

С чего все-таки следует начать в России — особенно с учетом бедности российских стариков? Не блокирует ли эта бедность все попытки перенять опыт более богатых стран? «На самом деле, возможности не покупаются за деньги», - заметила в беседе с корреспондентом «МИР 24» генеральный директор фонда Тимченко Мария Морозова.

«Портрет старости в нашей стране очень разнообразный. Нет единой формулы, которой можно было бы сразу описать все, - рассказала Морозова. - На наших проектах из программы «Активное поколение» мы видим, что никак не зависит от дохода готовность и возможность людей объединиться и что-то улучшить вокруг себя, что-то придумать вместе, договориться с властью о чем-то. Некоторые гражданские, человеческие инициативы ведут и к тому, что у людей улучшается и экономическое состояние».

Мария Морозова выделила три основных направления деятельности, в которых пожилые люди в России могут реализовать себя и уже реализуют эффективнее всего. Во-первых, это волонтерская деятельность, которая очень нужна в любой стране. Кстати, саму конференцию обслуживали «серебряные волонтеры» из общественного движения «Серебряный возраст». Возможно, кто-то из любителей девушек в коротких юбках был слегка огорчен, как знать...

Во-вторых, это возрождение традиционных промыслов. Изготовление плетеной мебели или лоскутных одеял, которые востребованы на современном рынке, при элементарной организации способно принести пенсионеру столь нужный приработок.

Досказать и дослушать

Наибольший же интерес вызывает такое, совсем не коммерческое направление, как передача исторической памяти. В самом деле! Наша история так богата драматическими событиями, еще живы многие их участники и свидетели. По разным понятным причинам они еще столького не рассказали.

К счастью, в наши дни великим объединителем поколений выступают информационные технологии и интернет. Айтишники в основном молоды и вместе с обильной юной сменой не только оцифровывают рассказы старших, но и обучают этих старших обращению с компьютером.

О том, как это происходит, рассказали несколько лидеров проектов. Писательница Анна Белокрыльцева поведала о том, как она ведет летописный проект в своей организации «Студио-диалог».

«Культурные коды у поколений настолько разные, что само по себе общение не возникает, - подчеркнула Белокрыльцева. - Его нужно организовывать и направлять. Первый момент надо растопить».

Однако «растопка первого момента» происходит вполне успешно, когда эти поколения сойдутся на подобранной "площадке". Очень много звучит рассказов о войне — даже девяностолетние в состоянии многое рассказать, когда их хотят услышать.

Рассказы оцифровываются на сайте «Наша летопись». А попутно, благодаря возникшей взаимосвязи поколений, стало возможным оказывать и социально-бытовую помощь — за четыре года более пяти тысяч ветеранов принимали у себя новых «тимуровцев«».

Директор программы «Точка роста» Елена Буковская заполняет разрыв поколений в Москве на площадках нескольких школ. Ее группы из подростков и пенсионеров, всего порядка 70 человек, объединяются на основе таких занятий, как кулинария, парикмахерское дело и даже сбор лекарственных растений. Подростки знакомят старшее поколение с рок-музыкой — получается!

Между прочим, особенно успешно общение старших и младших поколений на основе информационных технологий получается у такой национальной группы, как российские немцы. Об этом поведала совсем молодая общественница, один из лидеров «Немецкого молодежного объединения» Юлия Карих. Дело в том, что немцы, во-первых, разбросаны по городам и весям России, а во-вторых, практически все сегодня имеют родственников и друзей в Германии, и современные средства связи им очень нужны. Обучение интернету и скайпу идет прекрасно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Немцы в России: история их жизни

Учиться – не поздно, работать – может быть

Выступали на форуме и руководители образовательных проектов для пожилых людей. Правда, выявилась такая особенность: как рассказал председатель попечительского совета сети университетов пожилых «Серебряный возраст» Евгений Мачнев, среди пожилых россиян очень много желающих получить дополнительное образование — но, в основном, не для работы. Образование им нужно для "самореализации" — а еще больше для "социализации" — попросту говоря, нужна тусовка. В качестве примера трудоустройства Мачнев привел подготовку ста гидов по Петербургу. Тоже и самореализация, и социализация одновременно.

Ну, а все-таки, как же с работой для пожилых? В нашей стране — пока не очень. И работодатели не хотят, и сами пенсионеры отнюдь не рвутся на работу при всей скудости их пенсии. Все же, выступили двое "пионеров" этого нелегкого дела.

Так, председатель попечительского совета «Центра развития социальных технологий» Константин Царанов рассказал, как он трудоустраивал медицинских работников после их сокращения в Москве в 2014-15 годах. Это очень консервативный слой людей, не претендовавших на высокие доходы, но уверенных в своей занятости. И все-таки, даже из медиков старше 55 лет удалось трудоустроить порядка трети, в том числе с переподготовкой по востребованным специальностям, таким как старшая медсестра поликлиники и даже инструктор по фитнесу.

В ближайшие дни по президентскому гранту центр открывает в Москве, Подмосковье, Ленинградской и Псковской областях "центры новых возможностей" для всех пожилых людей, которых будут там консультировать об их возможностях и обо всех вакансиях.

И еще о сфере связи: единственным работодателем, который был непосредственно представлен на форуме, оказалась МГТС. Как рассказала ее представитель Елена Качановская, в этой почтенной организации около 30% работников старше 50 лет, около 20% - старше 55. При этом менеджмент молодой, а эксперты-технари - опытные. Самому старшему инженеру 82 года. Так обеспечивается баланс прогресса и надежности.

Леонид Смирнов