18:01 03/10/2017

Мумия из Эрмитажа оказалась не храмовой певицей, а жрецом

Фото: Елена Андреева © «Мир24»

Хранящаяся в Эрмитаже древнеегипетская мумия, которую ранее принимали за останки храмовой певицы, которую звали Бабат, на самом деле является телом жреца по имени Па-кеш. Об этом рассказал заведующий отделом Древнего Востока Государственного Эрмитажа Андрей Большаков, передает «Интерфакс».

Сотрудники музея представили результаты комплексного обследования мумии середины I тысячелетия до новой эры. 

«Если их не распеленать, то мумии практически неотличимы друг от друга, и их довольно часто путали... Ядро египетской коллекции изначально находилось в Кунсткамере и попало в Эрмитаж только после революции. Здесь возникла элементарная путаница. Хорошо, что мы это выяснили», - сообщил Большаков.

Он отметил, что теперь нужно найти мумию Бабат, а мумию Па-кеша переместить в другой саркофаг. 

Специалисты обратили внимание на тот факт, что Па-кеш был кастрирован.

«Вопрос кастрации - это действительно неожиданно. Он мог быть кастрирован прижизненно с целью сделать его евнухом, но это совсем не египетская практика... Теоретически, возможно удаление тестикул в процессе мумификации, но это также нехарактерно для Древнего Египта», - сказал Большаков.

Эксперты также отметили хорошее качество зубов у мумии жреца. Степень их стирания позволила предположить, что Па-кеш умер в возрасте 35 лет. 

На мумии не было украшений или амулетов, за исключением накладок на глаза, выполненных предположительно из фарфора или фаянса.

Специалисты пояснили, что в отделе Востока в Эрмитаже имеются два саркофажных комплекса из внутреннего и наружного саркофагов, в одном из которых раньше, возможно, и находилась мумия Па-кеша. Это саркофаги знатной женщины по имени Бабат, которая была певицей в храме Амона-Ра, а также Па-кеша, жреца и начальника привратников фараона. Оба комплекса датируются концом 755 - 525 гг. до н.э. И женщина, и мужчина относились к состоятельной части общества, о чем говорит оформление саркофагов, которые выставлены в зале № 100 Зимнего Дворца.