Известный писатель Борис Акунин объявил об окончании работы над своим последним романом о приключениях сыщика Эраста Фандорина. Образ хладнокровного и проницательного детектива настолько полюбился читателям в России и за рубежом, что после выхода романа «Азазель», Акунин написал еще 14 книг, рассказывающих о яркой судьбе своего героя. По трем из них - «Турецкий Гамбит», «Статский советник» и «Азазель» - были сняты не менее популярные фильмы. «МИР 24» вспомнил интересные факты об одном из самых культовых персонажей современной отечественной литературы.
Не многие читатели знают, что Борис Акунин, Анатолий Брусникин и Анна Борисова - это профессиональные псевдонимы одного и того же человека, литературоведа, историка и переводчика Григория Чхартишвили.
До начала карьеры писателя Чхартишвили, выпускник историко-филологического факультета Института стран Азии и Африки МГУ (ИСАА), профессионально занимался литературным переводом с японского и английского языков. Именно ему принадлежат переводы и адаптации известных работ писателей и поэтов Страны восходящего солнца - Кобо Абэ, Мисима Юкио и Масахико Симада.
К псевдониму «Б. Акунин», под которым автор впоследствии прославился, он пришел только в 1998 году, после выхода «Азазель» - первой книги о приключениях Эраста Фандорина. Однако о происхождении своего псевдонима Чхартишвили поведал читателям лишь четыре года спустя в этнографическом детективе «Алмазная колесница» (2002).
В уста героя Асагавы автор вложил такие слова: «Акунин (яп. 悪人) - это как «evil man» или «villain», то есть злодей или негодяй, но не совсем...Мне кажется, в английском нет точного перевода. Акунин - это злодей, но не мелкий человек, это человек сильный. У него свои правила, которые он устанавливает для себя сам. Они не совпадают с предписаниями закона, но за свои правила акунин не пожалеет жизни, и потому он вызывает не только ненависть, но и уважение».
Любовь автора ко всему японскому прослеживается не только в его личной жизни (первой женой Акунина была японка) и взглядах, но и в творчестве. Так, в Иокогаму и Токио автор перенес действие всего романа «Алмазная колесница», а также рассказа «Сигумо» из сборника «Нефритовые четки», а одним из немногих близких друзей героя Эраста Фандорина становится японец Масахиро Сибату (Масу), неизменно сопровождающий его в разгаре русско-японской войны. Кстати, вклад Акунина в развитие культурных связей между Москвой и Токио заметили и в Японии: в 2005 году он был награжден почетной грамотой МИД Японии, а в 2009 году писатель стал кавалером ордена Восходящего солнца четвертой степени.
Фото: Dmitry Smirnov, Wikipedia
Творчество историка Акунина не исчерпывается детективами о жизни Эраста Петровича - кроме серий «Приключения Фандорина» и «Приключения магистра» (о жизни внука Эраста Фандорина Николаса) автор в период с 2000 по 2016 годы с успехом опубликовал три книги серии «Провинциальный детектив» об инокине Пелагии, книги серии «Жанры» («Детская книга», «Шпионский роман», «Квест») и четыре тома «Истории Российского государства».
Однако именно «фандоринский» цикл - классическое детективное повествование - получило наибольшее признание у читателей. Всего в этой серии 15 книг, сюжет которых объединяет личность одного и того же человека - сыщика Эраста Петровича.
Примечательно, что особенность «фандоринского» цикла произведений - нарушенная хронология между биографией героя и последовательностью выхода книг. Так, действие первого конспирологического детектива «Азазель» разворачивается в 1876 году в Москве, Лондоне и Санкт-Петербурге, а книга «Планета вода» переносит читателя сразу в 1903 год на корабль близ затонувшего острова Аруба. Зато каждый новый роман содержит немало отсылок к прошлым, так что общая картина складывается только после прочтения всех произведений.
Кстати, спорная хронология произведений объясняется и самой биографией, которой Акунин наделил своего персонажа.
Так, по сюжету известно, что Эраст Петрович родился в 1856 году, ровно на 100 лет раньше своего создателя Бориса Акунина. Он потомственный дворянин из разорившейся семьи, его отец после своей внезапной смерти оставил единственного сына без средств к существованию. Именно этим событием из детской биографии Фандорина Акунин в своем следующем романе «Турецкий гамбит» объясняет необычную способность героя выигрывать в любой азартной игре или споре, исход которого определяется случайностью.
После русско-турецкой войны Фандорин в 1878 году получает назначение секретарем посольства Российской империи в Японии и следует оттуда на пассажирском судне «Левиафан», где расследует серию загадочных убийств. О жизни сыщика в Японии рассказывает уже следующее произведение - вторая часть романа «Алмазная колесница», а также рассказ Сигумо из цикла «Нефритовые четки». После возвращения в Москву Фандорина назначают на должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе - о его приключениях в этот период рассказывают повести «Пиковый валет», романы «Статский советник», «Любовница смерти» и «Коронация». За это время Фандорин проходит путь от клерка столичной полиции до высокопоставленного чиновника, но своему главному хобби - расследованиям - не изменяет.
Седые виски, заикание, проницательность и неизменная холодность к женщинам - по этим характеристикам внимательный читатель узнает любимого героя задолго до того, как автор официально представляет Эраста Петровича.
Именно эти черты внешности и характера героя стали отправной точкой для режиссеров, которые в разное время брались за экранизацию романов Акунина. Кстати, как и в серии фильмов о Джеймсе Бонде, каждый из них представлял своего Фандорина по-разному - в результате получилось три непохожих друг на друга фильма.
Серию кино о приключениях Фандорина в 2002 году открыл детективный телесериал Александра Адабашьяна «Азазель». Роль молодого чиновника сыскного ведомства сыграл Илья Носков, его партнером по съемочной площадке стали актеры Сергей Безруков и Олег Басилашвили.
Следующая экранизация - фильм «Турецкий гамбит» 2005 года, где роль Фандорина сыграл так непохожий на Носкова Егор Бероев - изначально также задумывался как многосерийный. В том же году режиссеры перенесли поклонников акунинского творчества с полей русско-турецкой войны сразу в предреволюционную Москву 1891 года, где чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе - Эраста Фандорина - играет актер Олег Меньшиков.
Скоро у трехликого кино-Фандорина может появиться новое «лицо» - актер Данила Козловский. Об этом в 2016 году заявил режиссер Антон Борматов, который взялся за экранизацию повести Бориса Акунина о приключениях Фандорина под названием «Декоратор».
Фото: Лариса Воробьева, ТАСС
«Извещаю всех заинтересованных лиц, что сего 8 числа десятого месяца...закончил последнюю книгу серии «Приключения Эраста Фандорина». Ощущения странные. Впереди еще много работы - редактура, ловля «блох», оформление, корректура, но это уже техника», - написал Акунин накануне в своем аккаунте социальной сети Facebook. Автор романа пообещал, что следующий и последний роман о жизни сыщика должен выйти 8 февраля 2018 года, в 20-ю годовщину публикации первой книги «фандоринского» цикла.
Подробности о содержании детектива и даже его название автор пока оставляет в тайне. Как и тот факт, погибнет ли в новой книге Эраст Петрович - этот бессмертный, проницательный и безупречно профессиональный герой. Как Остап Бендер, Шерлок Холмс и Джеймс Бонд - в одном флаконе.
Подготовила Надежда Сережкина
Подробнее в сюжете: Книги