Все чаще танцевальные спектакли можно увидеть в репертуаре драматических театров. Этой тенденции поддался и «Гоголь-центр». Там представили хореографического «Шекспира», где можно увидеть героев сразу нескольких произведений великого британского писателя. На сцене театра Моссовета зрители увидели балет «Нижинский». Это поэтапная биография танцовщика и хореографа, который родился в Киеве, прославился в Петербурге, эмигрировал в Париж, где блистал в «Русских сезонах» Дягилева.
Человек-птица – так называла публика Вацлава Нижинского за его высокие прыжки. О нем не раз снимали фильмы и ставили спектакли. Карьера его была не долгой, но он по-прежнему на сцене. Вот и сейчас немецкий постановщик Марко Гёкке и хореограф Эрик Готье демонстрируют публике своего Нижинского. Гений, который прошел путь от великого танцовщика до пациента психиатрической клиники, вновь покоряет зрителей.
«Балет разделен на три части. Первая – больше о Дягилеве, когда он понял, что в России балет на подъеме. Вторая часть – это Нижинский, о его детстве, о его маме, о том, как он учился в танцевальной школе в Петербурге. Третья – это три самых значимых работы Нижинскго: «Послеполуденный отдых фавна», «Петрушка» и «Видение Розы», – рассказывает хореограф Эрик Готье.
Его карьера началась в Мариинском театре, но после пяти лет службы танцовщика увольняют «за непристойность». В балете «Жизель» он надел костюм, сделанный по эскизу Александра Бенуа. Руководство театра назвало «провокационным» обтягивающее трико. Танцевать можно было лишь в шароварах. Нижинский эмигрирует в Париж, в 1909 году его пригласил в «Русские сезоны» Сергей Дягилев. Балет Гёкке не столько о славе, сколько о страдании и тяжести бремени. О том, куда Нижинский пришел в итоге.
Посмотреть постановку можно лишь в рамках фестиваля CONTEXT Дианы Вишневой. В пятый раз она привозит в Москву и Петербург лучшие современные балеты и проводит конкурс среди молодых хореографов.
На сцене «Гоголь-центра» тем временем другая великая личность – Шекспир. И сразу несколько его пьес – «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло». Постановщики экспериментируют и с произведениями, и с телами актеров. Они фантазируют – что же там, за пределами всем известных событий?
«Одна из главных задач, которую Женя и Ваня дали нам, это найти своего героя вокруг героя, которых мы знаем. Т. е. не Офелия или Гамлет напрямую, а например, река. Река, которую я играю, это река, где Офелия утонула. О чем думает река, какая река, нам это было интересно», – поясняет актер Один Байрон.
В этой постановке актеры – своего рода архитекторы спектакля. Их пластичность и недосказанность трактовки образов создают для зрителя иллюзию соавторства. Каждый сам для себя определяет, кого из героев шекспировских пьес он видит на сцене.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Подробнее в сюжете: Театр