Традиционный музыкальный инструмент кяманча внесен в список ЮНЕСКО как пример культуры Азербайджана и Ирана. Считается, что именно этот инструмент стал родоначальником всех остальных струнных смычковых инструментов. В чем особенность звучания кяманчи и какие секреты есть у мастеров-исполнителей, рассказала корреспондент «МИР 24» Арзу Юнус.
Инструмент, с которым свяжет свою жизнь, студент консерватории Рухан Гулиев выбрал еще в детстве. Сегодня он - участник многих республиканских и международных конкурсов.
«Мой интерес к музыке родители заметили в пять лет. Я не мог оторваться от телевизора, постоянно слушал мугам. Затем брал скалку, сидел на стуле и начинал играть, будто на кяманчи. Потом попросил родителей, чтобы мне купили детский инструмент. Теперь без кяманчи не представляю себя», – сказал Гулиев.
Доценту национальной консерватории Адыгезалу Алиеву 75 лет, об игре на национальном инструменте он знает все. Сам окончил консерваторию, теперь преподает, выпустил несколько поколений молодых исполнителей.
«Кяманча все популярнее. Мы заметили, что учиться играть на ней идут и девушки, потому что они понимают, что это национальный музыкальный инструмент. Так как он связан с мугамом, его быстро осваивают и понимают», – отметил преподаватель.
Лучше всего характер инструмента раскрывается в старинных народных мелодиях. Многие слушатели признаются, что остаться равнодушным невозможно.
Азербайджанская кяманча может быть с одной, четырьмя или пятью струнами. В Баку есть целая лаборатория, где специалисты дорабатывают инструмент, чтобы расширить диапазон его звучания.
«В нашей лаборатории даже есть шестиструнная кяманча. В данный момент мы работаем над тем, чтобы довести диапазон звука народных музыкальных инструментов до семи октав, для создания национального симфонического оркестра», – сказал заведующий лабораторией усовершенствования народных музыкальных инструментов Мамедали Мамедов.
И реставрация, и создание инструментов – кропотливый труд. Их изготавливают по старинным образцам. Чтобы звук был чистым и правильным, нужно строго следовать правилам.
«Кяманчу создают из орехового дерева. Сам инструмент состоит из корпуса округлой формы и широкого грифа. Они соединяются шомполом, проходящего внутри корпуса, металлического стержня. Дерево в этом состоянии должно высыхать полтора-два года. Чем больше будет сохнуть, тем лучше станет звук», – пояснил мастер Агамир Гасанов.
Мастерство изготовления кяманчи отмечено ЮНЕСКО в 2017 году. В списке шедевров устного и нематериального наследия также есть и искусство игры на инструменте в качестве примера культуры Азербайджана и Ирана.
В 2017 году в список нематериального наследия ЮНЕСКО была внесена также и азербайджанская долма.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Подробнее в сюжете: Культтуризм