08:48 30/01/2018

Стресс в большом городе: как можно и нельзя справляться с неврозом?

Фото: Дмитрий Белицкий (МТРК «Мир») © «Мир 24»

Апатия, раздражительность, фоновое чувство тревоги, ослабленный иммунитет, расстройство сна, головные боли, плаксивость, тревожное ожидание неизвестных пугающих событий. Многие москвичи и петербуржцы «списывают» подобные симптомы на последствия жизни в мегаполисе: стресс, экологию, хронические недосыпания. Объяснение могло «сработать», если бы не одно весомое «но», а именно статистические данные, согласно которым 69,9% россиян страдают психическими расстройствами разной степени тяжести.

То, что мы привыкли называть «плохим настроением», «осенней, зимней или весенней депрессией» или даже «плохим характером», на самом деле может оказаться развивающимся неврозом. Психиатр Семен Комаров помогает разобраться в том, кто оказывается в группе риска, почему симптомы неврозов нельзя игнорировать и как тренинги «личностного роста», духовные практики и консультации с психологами могут закончиться тяжелым психическим расстройством. 

Правило 1. Невроз – это не болезнь, а состояние  


К невротическим проявлениям относится целый комплекс психогенных расстройств центральной  нервной системы. 

Неврозы – это не болезни, а те или иные состояния. К ним относится роскошный набор почти привычных нам мелких неприятностей: тревожный и поверхностный сон, повышенная возбудимость, чувствительность к стрессу, плаксивость, беспричинные депрессивные состояния, панические атаки, агрессия, обсессивно-компульсивное расстройство (то есть навязчивые состояния, например, навязчивый счет, постоянное желание помыть руки), необусловленные фобии - страх смерти, страх сойти с ума, набрать лишний вес, заболеть неизлечимым недугом и так далее.

Определяющая «черта» невротической патологии - дискомфорт. До тех пор, пока подобные симптомы не мешают полноценно работать, сосредотачиваться на одном деле, общаться с близкими и друзьями, получать удовольствие от жизни и пока человек может самостоятельно справиться с ними, причин обращаться к врачу – будь то психиатр или психотерапевт - нет. 

Очень часто мы плохо осознаем, а собственно что с нами происходит. Что-то вроде не спится, что-то плакать хочется, что-то вообще ничего не хочется.

Дискомфорт вроде есть, но какой он и как определить грань между неврозом и расстройством психотического спектра? Граница между этими состояниями очень тонкая, и правильный формат коррекции может назначить только специалист, а не тренер личностного роста или эксперт по духовным практикам. 

Правило 2. Женщины в группе особого риска 


«Триггером» для развития невротических расстройств может послужить сильный и долгосрочный стресс, чрезмерный для индивидуальных возможностей психики. Причины стресса так же разнообразны, как и неврозы: сильные умственные нагрузки, переутомление, пережитая трагедия, потеря близкого родственника, неразрешенные внутренние конфликты. 

Женщины больше подвержены развитию неврозов, чем мужчины, так как груз посильной ответственности, предписанный им биологией, гораздо ниже того, который реально держит на своих плечах мать среднестатистического семейства. Мысль о том, что права и обязанности мужского и женского населения равны, не всегда предполагает сохранение здоровой нервной системы женщины. 

Определенного возраста, когда человек сильнее или менее уязвим для неврозов, назвать нельзя: это и детство, и студенческий период, и депрессивные расстройства, которые возникают у женщин после рождения первого ребенка, и активный трудовой возраст 30 – 40 лет.

Правило 3. Неврозы и стрессоустойчивость


Реакции на стресс у каждого человека разные. То, насколько мы устойчивы к внешним раздажителям, зависит от биологического фактора - количества выброшенных в организм катехоламинов. 

Какой из нейромедиаторов будет выделен - «гормон страха» адреналин, «гормон агрессии» норадреналин, или «гормон счастья» серотонин - определяет психика того или иного пациента. На следующем этапе «включается» психика, то есть интеллект, восприятие и мышление человека. Именно они и определяют индивидуальные особенности личности, и то, как она воспринимает и интерпретирует стрессовый фактор. 

Зачастую ответ психики зависит от пережитого ранее опыта. Но когда у матери умирает первенец, она не может адекватно отреагировать, потому что у ее психики нет «заготовленного ответа». Если же, к несчастью, подобная ситуация вдруг повторится, пережитый трагический опыт может подсознательно подсказать женщине, как именно справляться с подобным стрессом, чтобы продолжать жить дальше.

В конце концов, все зависит от личных особенностей психики. Кто-то может воспринимать развод с женой или потерю родителей как неизбежность, а кто-то настолько глубоко переживает такие события, что мгновенно теряет вкус к жизни.

Правило 4. Большой город опасен для психики 


Однако специфика личности далеко не решающий фактор в нашем романе с неврозом. Также большее влияние на склонность к невротическим расстройствам оказывают внешние условия: в каком графике отдыхает и работает человек, какой «климат» царит у него дома и на работе, в каком месте и в каких условиях он проживает. Нетрудно догадаться, что жители мегаполиса – самая уязвимая категория населения. 

Так называемые, познавательные рецепторы жителя большого города крайне перегружены. На его зрение, слух, осязание ежесекундно обрушивается целый водопад информации, которая чаще всего несет негативный смысл. Для того, чтобы человек мог спокойно функционировать и выживать под давлением этого потока, ему нужно каким-то образом избавляться от негативных эмоций и переживаний.

Часто, перегруженные дурными впечатлениями, мы можем впасть в невротическое состояние: перестать спать, начать тревожиться, становимся раздражительными, срываемся на коллег по работе и ни в чем не повинных близких. 

Если психику взрослого человека можно считать относительно устойчивой, то детям приходится хуже. По статистическим данным, 80% школьников страдают психическими аномалиями и как минимум треть социально дезадаптированы, плохо усваивают учебный материал и с трудом приспосабливаются к школьным условиям. 

Правило 5. Самолечение и тренинги – трата времени и возможностей 


В отличие от психозов при неврозе человек ясно отдает себе отчет в том, что с ним происходит неладное и старается найти выход. Однако зачастую этот выход ищут там, где его нет.

Самодиагностика, поиск симптомов в интернете и «лечение в домашних условиях» редко заканчиваются благополучно – все это может усугубить имеющееся расстройство. От неврозов не бывает универсальных рецептов, которыми так любят делиться психологи и организаторы различных тренингов. Ведь подобные расстройства не возникают на пустом месте, они – следствие стрессов, проблем и переживаний именно этого конкретного человека. 

В США у 60% населения есть личный психотерапевт, к которому человек может прийти на консультацию как минимум дважды в месяц – эти визиты включены в стоимость страховки.

К несчастью, в нашей стране уровень психологической грамотности таков, что при первых симптомах невроза пациенты обращатся за помощью не к врачам, а псевдопсихологам и «учителям счастливой жизни». Все они учат справляться со стрессом через медитацию, духовные практики, по принципу «Не бойтесь быть собой, раскройте сознание и получите удовольствие». 

Ни о каком удовольствии, а тем более излечении в таком случае не приходится говорить: человеку с каждым днем становится все хуже, он теряет время, огромные деньги, силы и, как результат, впадает в еще более тяжелое депрессивное состояние. 

Психиатр Комаров признается, что в его практике были десятки случаев, когда ему приходилось иметь дело с результатами подобных практик. Человеку с подорванной психикой от таких упражнений может стать только хуже. 

Правило 6. Психологи – не панацея 


Если человек отчетливо понимает, что он страдает от невротического расстройства и не может самостоятельно справиться с симптомами, лучше всего не метаться между коучами и психологами, а просто записаться на консультацию к врачу-психиатру.

Бывают случаи, когда люди с паранойей и галлюцинациями обращаются к психологу, платят за дорогостоящие сеансы, а потом попадают к психиатру в тяжелом состоянии. Лечить паталогию мышления и восприятия душеспасительными разговорами – шарлатанство. Не дайте обмануть себя, ведь психологическое здоровье дается всего однажды. 

Для похода к психиатру часто приходится преодолевать некий социальный стереотип. «Зачем мне к психиатру? – Я что, сумасшедший?» – думаем мы и ошибаемся. В отличие от психолога, который чаще всего не имеет специального медицинского образования, психиатр занимается комплексной оценкой симптомов.

Психиатр – единственный специалист, который может назначить адекватное медикаментозное или другое лечение, не вызывающее привыкания и дальнейшего развития расстройства.

Поход к психиатру поможет сразу «отмести» все страхи о психопатической составляющей расстройства. Неврозы достаточно легко лечатся посредством безопасных антидепрессантов или других препаратов. Вполне вероятно, что медикаменты даже не потребуются.

Если психиатр не видит смысла в их назначении, он отправляет пациента к профессионалу-психотерапевту – специалисту, который работает с личностью и пытается вывести человека из состояния дискомфорта методами психоанализа, когнитивно-поведенческой психотерапии или гипноза и др.

Смирение, с которым люди по большей части воспринимают собственные невротические состояния, увы, не достойно уважения. Это не крест и не суровая неизбежность. Мы, конечно, заложники мегаполиса, но не его жертвы. Необходимо ясно понимать, что все эти состояния обратимы и довольно легко подлежат излечению.