18:53 20/04/2018

Третий – не лишний? Зачем вводить любовников в семью

Фото: Максим Кулачков © «Мир 24»

Несмотря на активную пропаганду семейных ценностей в СМИ, в мире существует немало противников традиционных укладов, стремящихся «расширить горизонты» и как-то разнообразить свою супружескую жизнь. Причем если в некоторых конфессиях многоженство допускается официально, при соблюдении прав и законных интересов всех сторон (т.е. является веками устоявшейся традицией, учитывающей все религиозные, психологические и юридические нюансы), то светские люди решают эти вопросы в частном порядке, кто во что горазд. И варианты здесь порой встречаются самые экзотические.

«Дедовский способ» – тайная вторая семья или адюльтер – многим кажется устаревшим и неэффективным. Печальные последствия таких метаний были наглядно проиллюстрированы еще в знаменитом советском фильме «Осенний марафон», главный герой которого разрывается на два фронта и тем самым заставляет страдать всех.

Некоторые «прогрессивные» пары в этом смысле идут дальше, официально вводя третьего в круг семьи. Рассуждают они так: «мы же цивилизованные люди, зачем нам жить во лжи и бить друг другу морды, если можно договориться и решить все культурно?»

Как вернуть секс в отношения?

На самом деле, мотивы подобного общежития могут варьироваться от смирения с ситуацией одной из сторон (точнее, принятия соответствующего ультиматума супруга) до искренней заинтересованности в третьем лице обоих участников пары. Конечно, существуют и форматы с более широким кругом лиц, но это уже другая история.

В первом случае один из супругов может быть вовсе не в восторге от наличия соперника (соперницы), но предпочитает держать ситуацию под контролем и вынужден «цивилизованно» терпеть конкурента своего пола как меньшее из зол, чтобы вторая половина не пошла «шляться неизвестно где», с непредсказуемым финалом. То есть один в этих отношениях явно доминирует, а второй – подстраивается, на условиях, наименее для себя болезненных, считая, что развод гораздо хуже. Другой вопрос, что нередко такие уступки все равно заканчиваются крахом – например, если пришлый элемент вдруг решает занять место одного из основных «игроков» и выдавливает его из отношений. Например, официальная любовница в конечном итоге избавляется от законной жены и «забирает мужика себе». Такое, как правило, происходит в случае «отягощенного анамнеза» – если кому-то в паре (в данном случае, мужу) чего-то не хватало изначально, он искал недостающее на стороне, конец этих отношений, возможно, был предопределен заранее, а компромисс партнера лишь ненадолго отсрочил закономерный финал. Или «третий» оказался настолько прытким, что сумел расшатать устоявшуюся конструкцию. Впрочем, пойти вон из отношений может и любовница – причем все это применимо и в случае обычной измены, когда все эти граждане не живут вместе.

В случае же, если все изначально происходит не просто по добровольному, но и по активному согласию всех участников «триумвирата» – двое из которых, по закону жанра, должны быть бисексуальными – все вроде бы упрощается. Но не факт, что и такие отношения продлятся долго – закончиться они рискуют ровно по той же схеме, что и выше. Например, некоторые пары подыскивают себе «девушку» вовсе не потому, что на этом настаивает блудливый муж-тиран, угрожающий в противном случае жене разводом (хотя встречается и такое), а потому, что этого хочет сама жена – и вовсе не для того, чтобы любой ценой удержать мужчину. Мужик-то, по понятным причинам, от такого предложения не откажется, но рискует жестоко за это поплатиться. В ходе таких отношений женщины могут настолько хорошо «спеться», что в итоге не у дел окажется именно муж. 

Быстрое свидание

Кстати, мужьям-тиранам, предлагающим такую модель отношений в качестве безальтернативной своим несогласным женам, всегда стоит иметь в виду подобные расклады. Может получиться так, что жена, пораскинув мозгами, придет к выводу о том, что жить с любовницей мужа ей гораздо приятнее.

Могут быть и прочие комбинации – не являющиеся патологией, поясняет известный психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор Михаил Виноградов

Дискуссия на эту тему началась много лет назад в Европе, в итоге за взрослыми гражданами признали право на личную позицию в семейных вопросах, по принципу «не устраивает – разводитесь, устраивает – живите», напомнил он. С точки зрения советской и российской морали такие отношения, конечно, нормой не являются, но и считать это каким-то психиатрическим отклонением тоже нельзя.

А вот вопрос о том, насколько такие затейливые семейные союзы долговечны и постоянны – или третий, по определению, может быть лишь деструктивным и разрушительным элементом, сугубо индивидуален. Далеко не все приходят в чужую семью с целью «отжать территорию» у конкурента, и далеко не всегда тройной союз выливается в жесткую конкурентную борьбу, отмечает эксперт.

«Я не готов сказать, что такие конструкции обречены изначально: все-таки людей соединяют самые разные причины. Сегодня очень много семей состоят из двух пар или имеют третью сторону не просто в своих сексуальных отношениях, но и по жизни. Процент тех, кто, пойдя на такие отношения, стремится оттеснить третью сторону и забрать себе «объект» со всем имуществом, невелик – в большинстве случаев люди просто хотят жить именно такой жизнью, ради собственного удовлетворения. Но долговечность таких союзов во многом зависит еще и от внешнего влияния: иногда им вслед все тыкают пальцем или вовлекают в это детей, спрашивая, а нормальные ли вообще у них папа с мамой. В школе такие дети получают по полной программе за действия родителей, и эти факторы не могут не влиять на ситуацию», – заявил эксперт «МИР 24».

Причем очень часто инициатором появления в семье «второго мужа» выступают и женщины, говорит Михаил Виноградов. Законный муж, которому предложено либо терпеть, либо собираться с вещами на выход, переживает эту ситуацию тяжелее, чем женщина, которой предложена «младшая партнерша». «Принято считать, что мужчины более свободны по отношению к браку, чем женщины – лишь бы приносил домой зарплату, а вот если инициатором такого сексуального разнообразия становится жена, сразу возникает вопрос: «проститутка, что ли»? Поэтому мужчины тяжелее прощают женам подобные инициативы. Хотя бывают ситуации, когда мужья, напротив, рады, если жены заводят кого-то на стороне и не мешают им работать», – отмечает психиатр.

Так что сказать, что третий – всегда лишний, нельзя: все индивидуально. «Сегодня мы видим, что это явление вышло на поверхность, оно существует, удерживает свои позиции. С точки зрения психологии, это – не развал семьи, не деструктив, а психологическое состояние, требующее такого разрешения. У меня есть знакомая семья, где жена ушла, а муж живет теперь с двумя новыми супругами. Бывшая завела себе какой-то похожий вариант, все счастливы», – подытожил Михаил Виноградов.