4 ноября россияне отпразднуют не только День народного единства, но и день почитания Казанской иконы Божией Матери. По сути, это один и тот же праздник, поскольку в дореволюционной России Казанская икона чествовалась в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Казанская икона исторически стала одной из самых почитаемых икон Царицы Небесной на Руси.
Казанской иконе Божьей Матери молятся:
«Сейчас, может быть, не нужно выделять какую-то одну или даже несколько особо чтимых икон Богородицы, – говорит специалист по церковному искусству Александр Копировский. – Следует помнить, что их несколько десятков, если не больше, и самых разных. И когда в народе говорят: вот эта помогает от того-то, эта от того-то, то это народные суеверия, потому что Богородица у нас одна, а икон ее – много. И называть их надо правильно: не «икона казанской Богоматери», а именно «Казанская икона Богоматери», то есть она прославлена в граде Казани. И исторически сложилось так, что она стала общерусской почитаемой святыней».
По словам Александра Копировского, это так проявляется особо выраженная на Руси любовь, почтение и благоговение к Пресвятой Богородице. А с другой стороны, надо знать и историю и помнить, что поклоняться нужно не самим иконам, а первообразу, то есть духовно восходить к тем, кто на них изображен, не поддаваясь народным суевериям.
История Казанской иконы Божией Матери со дня ее обретения связана прежде всего с защитой нашей страны от бед, в первую очередь – от вражеских полчищ. Многие из этих событий считались и считаются чудесными, как чудесным было и само обретение иконы. Ему предшествовало одно из самых страшных бедствий, которые тогда могли случиться в деревянных городах – катастрофический пожар. Он прошел, гудя по Казани в 1579 году, через четверть с небольшим века после того, как войско царя Иоанна Грозного взяло штурмом столицу Казанского ханства.
В пожаре погибла половина Казанского Кремля с прилегающей к нему частью города, и среди мусульманского населения возникли слухи, будто таким страшным образом неверным дается знак свыше, будто Бог осерчал на них. И словно в ответ на это одному из маленьких жителей Казани – девятилетней стрелецкой дочери Матрене Онучиной явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома свою икону. Но добиться от взрослых, чтобы они прислушались к ее словам, девочке удалось не сразу. Трижды являлась ей Матерь Божия, прежде чем хотя бы мать Матрены согласилась отправиться вместе с дочкой на пепелище с лопатой в руках. И почти сразу они наткнулись на икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Как писал священник Никольской гостинодворской церкви Казани Ермолай, будущий патриарх всея Руси Гермонен, в труде «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы», в момент обретения «чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа».
«Когда в печи одного из сгоревших домов нашли икону – не сгоревшую, а явно положенную туда, чтобы сохранить от огня, – это было воспринято как знак того, что несмотря на все земные напасти, такие как пожары, которые в то время часто случались, Богородица это место не оставила. Из этого сделали государственное событие, икону повезли в Москву, построили Казанский храм, возобновленный в XVII веке. И это событие стало очень почитаться народом: на сгоревшем пустом месте все-таки появляется образ Богородицы – как знак явления ее самой», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский.
Обретение Казанской иконы Божией Матери стало одним из самых ярких событий в Казани той эпохи, и неудивительно, что ставший патриархом Гермоген особо почитал именно эту икону. Настолько, что во время польско-шведской интервенции по его повелению, переданному грамотой из заточения, именно список этой иконы привезли в 1611 году из Казани первому народному ополчению. Увы, это войско постигла неудача. Но второе ополчение, собранное Мининым и Пожарским, добилось успеха, освободив Москву от оккупантов. Правда, это было уже после смерти патриарха Гермогена, погибшего от голода в заточении. И вновь воинов-ополченцев осенял лик Богородицы, обретенный чудесным образом в Казани. С этой поры Казанская икона Божией Матери и стала почитаться как символ святой защитницы России.
«Интересно, что эта икона непривычной иконографии, – говорит Александр Копировский. – Она напоминает фрагмент, потому что у младенца Христа на этой иконе видна только одна правая благословляющая рука, а левую как будто закрыли поля иконы, и Он виден только по пояс. Это свидетельствует о том, что икона довольно новая – XVI века, это поиски новых иконографий. В это время в иконописи действительно стараются не просто повторять старые формы, а искать новые. Но это мы отмечаем уже сейчас. А тогда люди просто радовались, что появилась такая новая икона даже на пепелище – в знак того, что жизнь продолжается».
За четыре с лишним столетия вокруг обретенного в Казани лика Богоматери возникло множество легенд, связанных с чудесной помощью иконы в обороне страны и проявлением небесного покровительства. С 1624 по 1930-й годы икона (точнее, один из самых знаменитых ее списков) хранилась в Москве в Казанском соборе, построенном на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади. Другие списки иконы освящали и битву под Полтавой, во время которой царь Петр I молился перед этой иконой, и закладку, и строительство Санкт-Петербурга, в котором со временем появился и один из самых знаменитых воинских храмов – Казанский собор. Именно здесь к Богоматери обращался с молитвой фельдмаршал Михаил Кутузов, собираясь принимать командование всей русской армией, и здесь же 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов».
Несмотря на массированную атеистическую пропаганду и торжество безбожия, воцарившегося в России после октября 1917 года, многие православные именно с молитвами, обращенными к Казанской иконе Божией Матери, связывают и победы в годы Великой Отечественной войны.
Согласно легендам, сохраняющимся по сей день и время от времени получающим обоснования в виде частных воспоминаний, именно эту икону поднимали на самолете «Дуглас» над Москвой в самые трудные дни октября 1941 года. Незадолго до того, как удалось остановить врага на подступах к Ленинграду, митрополиту Илие (Караму) Антиохийскому якобы было видение: к нему явилась сама Царица Небесная и пообещала Ленинграду свое заступничество. Митрополит, как гласит легенда, обратился к советскому правительству через международный Красный Крест и рассказал о «Господнем определении», после чего в обстановке полной секретности чудотворную Казанскую икону Божьей Матери по личному распоряжению Сталина якобы на самолете пронесли по кругу (такой своеобразный крестный ход) над Ленинградом. На той границе, над которой ее пронесли, и удалось потом остановить немцев.
«Конечно никаких документальных свидетельств тому нет. Хотя сейчас у историков есть доступ к архивам практически каждой воинской части, а каждый боевой вылет тогда фиксировался. Так что история про икону, которую подняли в воздух самолетом и пронесли вокруг Ленинграда – это скорее всего все же миф. Такого рода рассказы настолько близки православному народному сердцу, что такой миф мог родиться в народе сам по себе.
Многие воины-сталинградцы также были уверены, что в расположении 62-й армии генерала Василия Чуйкова по негласному распоряжению Сталина хранится Казанская икона Божией Матери. И подобных примеров не счесть, скажем, участники штурма Кенигсберга вспоминают, что в самый разгар операции на самом трудном участке появилась именно эта икона. А в храме святого благоверного князя Александра Невского в Пскове по сей день хранится список Казанской иконы Божией Матери, которая во время немецкой оккупации помогла выжить местному партизанскому отряду и которую с тех пор так и называют в народе – «Партизанская».
А с 2011 года Казанская икона Божией Матери в прямом смысле слова смотрит на Россию свыше. 7 апреля 2011 года космический корабль «Союз ТМА-21», носящий имя первого космонавта Земли – Юрия Гагарина, доставил на Международную космическую станцию список иконы, переданный космонавтам патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Теперь эта икона хранится в российском секторе МКС, чтобы, как сказал патриарх Кирилл, «над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирался Покров Пречистой Царицы Небесной».
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)