Существует мнение, что измена – понятие растяжимое. Для кого-то пылкий взгляд партнера на сторону – уже измена, а кто-то вполне лояльно относится даже к похождениям второй половины «налево», лишь бы та оставалась верной «душой». Но для большинства это все же довольно травматичное событие, вызывающее бурю эмоций, обвинений и обид.
О том, как пережить измену, «МИР 24» рассказал психотерапевт, коуч Александр Полищук.
16 августа в 22.55 на телеканале «МИР» смотрите фильм «Любовь под надзором». Накануне свадьбы Настя узнает об измене жениха и расторгает помолвку. Начальник, назойливые ухаживания которого она отклонила, увольняет ее с работы. Сломленная неудачами, девушка оказывается в психиатрической больнице.
«Тема эта очень обширная и многогранная, достойная томов исследований и сериалов. Но надо понимать, что измена измене рознь. Сколько людей, столько и определений этого явления. Для кого-то измена – это флирт, для кого-то постель, для третьего – если это повторится несколько раз. Пара должна договориться «на берегу», что в их отношениях допустимо, а что – нет», – объясняет эксперт.
Женский и мужской подходы к этому вопросу несколько различаются. Женщине проще простить физическую измену, но не душевную, когда мужчина будет оставлять на стороне свои чувства и эмоции. Мужчине, напротив, пережить физическую измену сложнее.
«Все зависит от пресловутой самооценки, от того, насколько человек уверен в себе. Стопроцентных гарантий верности партнера не существует – жизнь иногда подкидывает сюрпризы. Уверенный в себе человек «отряхнется» и начнет строить новые отношения, не считая, что на предательстве партнера его жизнь закончилась. Кто-то, конечно, может дать второй шанс, если это «разовая акция», которую он готов простить. Есть и те, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не простят измену – или, напротив, простят, но будут потом пилить за нее всю оставшуюся жизнь. Но большинство, узнав об измене, махнет рукой и будет терпеть, потому что самооценка на нуле, и страшно остаться без отношений в принципе. Пусть лучше кто-то плохенький, но будет рядом», – говорит психотерапевт.
Но каковы же причины измен? В начале романа гормоны зашкаливают, никаких усилий для выстраивания отношений, по сути, не требуется, они строятся сами собой. «Люди влюблены, встречаются, бабочки в животе и все такое. Конфетно-букетный период. Но дальше, в какой-то момент, у кого-то раньше, у кого-то позже, этот период заканчивается, и должна прийти осознанная готовность вкладываться в отношения. Но для этого нужно знать друг друга, понимать, чего человек хочет, что он любит, а где на него лучше не давить. И здесь возникают проблемы и корни будущих измен», – говорит врач.
Считая, что все должно идти по накатанной, многие не замечают очевидных проблем. Раньше ведь как-то жили, и все было хорошо, рассуждают они. Но появляются новые роли – например, родительские, к которым люди часто оказываются не готовы. Начинаются обиды, претензии и недоговоренности в духе «догадайся сам, почему мне так плохо» и «сама, дура, догадайся». Эти претензии накапливаются, нарастают, как снежный ком, и в какой-то момент кто-то может «сорваться с цепи».
Особенно опасно для отношений, если в этот момент у второго появляется кто-то любящий, понимающий, с которым хорошо и кому не нужно ничего доказывать. «Тут и включается левый поворотник. Условно говоря, человеку требуется витамин А, B, C, D – нежность, секс, поддержка и так далее, вначале он все это получал дома, потом остались только витамины А и B, все остальные куда-то исчезли. Человек терпит, не обсуждает свои проблемы, не садится за стол переговоров, но обижается. И если все недостающие элементы – и даже больше – ему вдруг предоставили на стороне, он воспользуется случаем и пойдет добирать то, чего не получает дома», – говорит Александр Полищук.
Комплекты необходимых женщинам и мужчинам «витаминов», в принципе, похожи – вопрос в дозировках.
«Первое, на уровне животного инстинкта и фундамента, это интим. Мужчинам нужно больше секса, раза три в неделю, женщинам часто бывает достаточно одного. Здесь часто начинаются размолвки: как сделать так, чтобы и он, и она получали свое? Согласен с мнением коллег о том, что недовольство сексом одного из партнеров рано или поздно приведет отношения к краху. И нужно договариваться, искать варианты. Но если мы говорим про ячейку общества, для семьи важны такие вещи, как уверенность в партнере, стабильность. Мужчина должен понимать, что женщина поддержит его в его начинаниях, будет верить в него, в то, что он справится, не будет критиковать, а женщине важно чувствовать целеустремленность партнера, его готовность зарабатывать деньги и не нагадить с большой горы на будущую семью. Более высокий, философский уровень – это общие интересы. Если он занимается наукой, а она сидит дома и перебирает тряпки с кастрюлями, говорить им рано или поздно станет не о чем. Должны быть какие-то общие темы, хобби, возможно, общая профессия. Быть интересным – это очень важно», – поясняет психотерапевт.
Немаловажны и ласка, нежность, комплименты. Женщине важно слышать, какая она красивая, а мужчин это часто не трогает – им приятнее слышать комплименты, связанные с их мужскими качествами, про их силу, мужественность. Кому-то важнее слова, кому-то – тактильность, объятия, прикосновения.
С появлением детей вопрос доверия становится одним из ключевых: люди должны понимать, что могут доверить друг другу самое ценное и одинаково смотрят на воспитание потомства.
«Можно приплести еще много прочих качеств, но вышеперечисленные – основные. Если это есть, отношения в паре должны развиваться гармонично», – уверен эксперт.
Однако когда практика – как в известном советском фильме – расходится с ожиданиями, встает вопрос: как жить дальше?
Поскольку мужчины ленивы, в идеале, они всегда хотят усидеть на двух стульях: не разводиться, но и не бросать любовницу.
«На стороне они получают одно, дома – другое. Если бы никто при этом не шумел, счастье было бы полным. Но такого не бывает: рано или поздно любовница потребует полноценных отношений, загоняя мужика в угол – разводиться-то ему не хочется. Кроме того, у него начинаются угрызения совести, появляется чувство вины. А причина всего этого очень проста: нежелание строить отношения, думая, что все это сложится автоматически. Будто это бумага, которую кто-то должен прийти и сложить за них, или она сложится сама», – уверен эксперт.
С другой стороны, такой вариант контроля, как отслеживание переписок и прочее, может обернуться форменным неврозом: человек говорит одно, как бы доверяя партнеру, а делает нечто прямо противоположное, выискивая доказательства неверности.
В то же время, нельзя сказать, что люди более самоуверенные относятся к измене проще, поскольку, как правило, имеют хоровод поклонников и не боятся «сдохнуть в одиночестве».
«Адекватная самооценка – это готовность к худшему, но надежда на лучшее. Человек понимает, что в жизни бывает все, он не зацикливается на этом, не подталкивает к этому, вкладывается в отношения, живет сегодняшним днем. Но если какой-то факт произошел, он разрешает себе погоревать, позлиться, а потом пытается понять, в чем был неправ он сам, а в чем – его партнер. Мстить и обижаться бессмысленно, если что-то не получилось, значит, что-то было сделано не так. Если ситуацию нельзя исправить, нужно пожелать партнеру всего хорошего, остаться друзьями или любящими родителями общим детям, поблагодарить за все и двигаться дальше», – поясняет психотерапевт.
Понятно, что измена партнера – это всегда кризис, стресс и травма, поэтому месяц или два потребуется на восстановление. «Это как с разодранной коленкой: пока она заживает, ощущается дискомфорт, но это естественно и нормально, и это не делает человека хуже, чем он был. Он просто извлекает уроки из случившегося и идет дальше, не боясь асфальта и понимая, что падение не смертельно», – говорит Полищук.
Кстати, есть люди, которым даже нравятся измены партнера. Они специально находят себе неверных женщин, готовых изменять, чтобы самим наблюдать за этим, притаившись где-нибудь за занавеской.
«Это – погоня за разнообразием и адреналином, но для человеческой расы это неестественно. Самцы хотят воспитывать свое потомство, а не чужое, поэтому измена претит им биологически. Самка всегда знает, что это ее ребенок, а самец – нет. Поэтому исторически женские измены всегда порицались больше, чем мужские, считались более «грязными». Но времена меняются, и эти девиации – попытка разнообразить свою жизнь. Так же противоестественно прыгать с парашютом. Это определенные поломки в областях, отвечающих за выживание, в том числе, выживание вида. Есть люди, которые так живут, для них контролируемый стресс нормален, но, в целом, с биологической точки зрения, это исключение из правил», – поясняет психотерапевт.
При этом некоторые сторонницы равноправия могут заявить: если женщины работают наравне с мужиками, то, может, и прав на измену – не касаясь вышеупомянутого биологического табу – у них столько же?
Но даже если отвлечься от домостроя и идей отрицания самцом чужого потомства, все равно, эмансипация не дает женщинам прав на измену, считает Александр Полищук. И, опять же, по биологическим причинам. «У самок homo sapiens заложен поиск одного-единственного, а против природы не попрешь. Конечно, социальные запреты сменяются сексуальными революциями, но это игры людей. А биология вечна и диктует, что самка должна искать качество, а не количество. Все прочее, включая неспособность человека вовремя остановиться и жизнь «от дозы до дозы», как у наркомана – не от большого ума», – подытожил врач.