Петергоф – это одна из самых популярных туристических точек России. И это неслучайно, ведь только здесь можно насладиться красотой 150 фонтанов, узнать историю знаменитого Самсона, почувствовать себя ребенком и пробежаться по водяной дороге, а также попасть в маленькую Францию, не выезжая за границу. Чем еще славится русский Версаль?
Петергоф, пожалуй, самый известный и самый популярный пригород Северной столицы. Ежегодно сюда приезжают около пяти миллионов туристов. По легенде, некоторые из местных фонтанов спроектировал сам Петр Первый и даже собственными руками прокопал траншеи для водоводов.
Добраться до русского Версаля можно автомобилем, поездом и теплоходом. Самый интересный маршрут – по воде. По Финскому заливу в Петергоф на подводных крыльях «летают» «Метеоры». В летнее время они паркуются у главных городских набережных. Внутри теплохода обстановка, как в комфортабельном автобусе: кондиционер и мягкие кресла.
Под килем находится конструкция, действительно напоминающая крылья. Катер мчит со скоростью 65 километров в час. Но это не мешает по дороге любоваться «открыточными» видами Петербурга.
Кстати, «Метеоры» больше не строят. Так что прокатиться на таком стоит еще и потому, что со временем он уйдет в историю.
Петергоф возник в XVIII веке. Идею Петр Великий «подсмотрел» у французов. Версаль с его фонтанами произвел такое сильное впечатление на императора, что он не устоял.
Первоначально резиденцию планировали возвести ближе к Петербургу, в Стрельне. Но для сооружения фонтанов надо было поднять уровень воды: не много, не мало – на 10 метров. А еще выписать из Европы мастеров с техникой. Для того времени задача трудная и весьма дорогая.
Когда монарх понял, что проект получается слишком расточительным, выбрал новое место. Так на берегу Финского залива появился Петергоф. Здесь разбили два парка – Верхний и Нижний, а между ними построили Дворец.
Самая живописная часть - Нижний парк площадью более 100 гектаров. На его территории легко поместится три Ватикана. Здесь – почти все фонтаны Петергофа, и, чтобы увидеть каждый, не хватит и суток.
Все фонтаны в Петергофе работают «самотеком», то есть вода бьет вверх без специальных приспособлений. Даже в знаменитом «Большом каскаде».
«Все технологии были применены еще Петром. Где-то были заменены материалы труб на более новые. Но само сердце фонтанов осталось. Так выглядит сама наша система, которая работает на перепаде высот. Даже без насосов эта система может работать практически сутками», – поясняет мастер фонтанного дела Александр Корсаков.
Иначе говоря, «закон сообщающихся сосудов» в действии. Одному Финскому заливу известно, сколько миллионов кубометров воды в день «прокачивают» Петергофские фонтаны.
К «Самсону, разрывающему пасть льва» ведут все дороги и тропы бывшей императорской резиденции. Его позолоченный силуэт сияет издалека. Правда, на месте Самсона должен был быть Геракл. История умалчивает, почему произошла рокировка.
Говорят, такой вариант лучше символизировал победу России над Швецией под Полтавой. Герой повергает льва, то есть животное, украшающее герб северной страны.
У памятника, как и у мифического прототипа, непростая судьба. Дважды он был свергнут с фонтанного пьедестала. Первый раз из-за ветхости. Второй – во время Великой Отечественной войны.
Кстати, говорят, в первоначальном варианте у Самсона были плащ и борода. Но в XIX веке скульпторы его «побрили» и окончательно раздели. Сегодня это трехметровый великан, покрытый почти килограммом чистейшего сусального золота и двумя слоями специального защитного лака. «Кожу» на статуе обновляют каждые 20 лет.
На две равные части, восточную и западную, парк музея-заповедника делит водная граница – Морской канал. Первая – парадная, со стриженными деревьями, идеальными газонами и дворцом Монплезир. Здесь наездами жил сам Петр Первый.
Если приглядеться к туристам, можно сразу понять, кто здесь впервые, а кто – постоянный гость. Последние ведут себя крайне подозрительно.
Каждый день в определенное время, на одной из аллей напротив фонтана «Шахматная доска» тысячи людей собираются всего лишь для того, чтобы промокнуть насквозь.
Это – аттракцион «Водяная дорога», который придумал тоже сам Петр Великий. Такой он был шутник: любил покуражиться над придворными. Почти 300 форсунок спрятаны в земле. Когда-то они включались по желанию императора, а сейчас - строго по расписанию.
А вот другие фонтаны, названные «шутихами», срабатывают без предупреждения. Как только рядом с ними собирается публика, магическим образом начинается водопад. Впрочем, мокрая одежда не беда. Парк настолько большой, что, пока идешь из одной его части в другую, успеешь высохнуть.
Еще одна причина побывать в Петергофе – это возможность путешествовать без загранпаспорта и Шенгенской визы. Здесь, в Нижнем парке, в его западной части есть своя маленькая Франция – дворец Марли.
Двухэтажный особняк и территория вокруг него были построены по образу и подобию резиденции Людовика XIV. С петровскими поправками, конечно. Интересная деталь: дворец во французском Марли-ле-Руа был еще в XIX веке разобран. А русский «двойник» стоит до сих пор.
«Он был изначально одноэтажным. Петр Первый не хотел, чтобы его дворец был таким, как он сейчас есть. Но когда возвели один этаж дворца и уже устроили крышу, монарх увидел, что огромный Марлинский пруд и одноэтажный дворец не соответствуют друг другу. И тогда он приказал возвести второй этаж», – поясняет заведующая сектором «Дворцы и музеи Нижнего парка» ГМЗ «Петергоф» Елена Секарева.
Двухэтажный особняк окружен водой. В этих прудах когда-то водились осетры. Теперь – плотва и карпы. Проектируя эту часть парка, Петр Первый даже не предполагал, что Марли станет модным. Дворяне по всей России стали строить усадьбы в виде двухэтажного дома с прудом.
Это еще одна причина посетить Петергоф – увидеть своими глазами мастерство современных реставраторов. Во время Великой Отечественной войны парк и дворцы сильно пострадали. Но ансамбль был почти полностью воссоздан по фотографиям и гравюрам. Работа продолжается до сих пор. А это значит, что каждый раз, приезжая сюда, можно увидеть что-то новое.
Подробнее в сюжете: Пять причин