Панические атаки достаточно распространены (около 8% населения страдают ими). Правда, сам этот термин появился лишь в конце прошлого века. А до того их проявления считали симптомами самых разных заболеваний, годами исследовали пациентов и ничего у них не находили.
Название «панические атаки» говорит само за себя. «Приступ действительно напоминает неожиданную атаку, – говорит психолог Павел Зайковский. – Паника лавинообразно накрывает человека в считанные секунды и достигает своего пика через пять минут, после этого приступ ослабевает и постепенно стихает. При этом к сильной тревоге добавляются телесные симптомы. Как правило, это сильное сердцебиение, которое сопровождается гипервентиляцией – когда во время приступа человеку кажется, что ему не хватает воздуха, что он сейчас задохнется и умрет. Человек пытается вдохнуть как можно больше воздуха, и поэтому дышит часто. А от этого ему становится только хуже. Приступ длится в среднем 20 минут, потом он идет на спад. Но пациент не знает, когда и где его снова «накроет». Эпизоды непредсказуемы, они не связаны с угрозой жизни, нервным напряжением или с проявлением любых других опасностей».
Люди, столкнувшись с этой проблемой, часто обращаются за помощью к терапевту, кардиологу или невропатологу, которые не могут им помочь, ведь они пытаются лечить органы, а нужно искать первопричину. Панические атаки специалисты считают разновидностью фобического невроза, то есть нужно искать, что именно вызывает у человека фобии, даже если панические атаки кажутся возникающими отдельно от них, «сами по себе».
«Удивительно, но даже сейчас, когда предмет достаточно изучен, психоневрологи не спешат ставить диагноз «панические атаки», а пишут общие фразы вроде «расстройство центральной нервной системы» или «вегетососудистая дистония». Почему бы сразу не сказать, что это панические атаки и вам нужен хороший психотерапевт?», – говорит психолог, специалист по системным расстройствам Наталья Колобкова.
Все психологи сходятся в том, что раз и навсегда избавиться от панических атак можно только работая с психологом, отыскивая первопричины фобий, которые могут быть очень глубоко запрятаны в подсознание. Однако научиться самостоятельно купировать каждый приступ в отдельности тоже можно. Вот приемы скорой самопомощи от Натальи Колобковой:
«Существует огромное количество подходов к лечению панических атак, – говорит психолог Дмитрий Барабанов. — Но по-настоящему удивительно то, что простое осознание человеком того, что с ним происходит (с объяснением этапов и закономерностей) часто блокирует панические проявления. На самом деле, эти вегетативные кризы не представляют серьезной угрозы жизни и здоровью. Конечно, панические атаки бывают разной тяжести и иногда нужна совместная работа психолога и врача. Но в большинстве случаев человек, страдающий атаками, может научиться самостоятельно купировать свои приступы».
По словам Дмитрия Барабанова, помимо правильного понимания пациентом всего, что с ним происходит, и специального дыхания, в работе с паническими атаками очень важен метод «экспозиции». То есть надо моделировать поведение, которое «в полевых условиях» позволит человеку совладать с приступом. «Интересно, что практически у всех выздоравливающих, в жизни наступают моменты проверки приобретенных навыков, – говорит психолог. – Вспоминаю опыт своей клиентки, которая раньше могла выходить из дома только с кем-то из родственников. И вот, наконец, первый раз за долгое время она самостоятельно поехала на учебу, но неожиданно на пути перед трамваем упало дерево. Ее накрыла волна страха, и первым ее побуждением было желание вернуться домой. Но она справилась с ситуацией, совладала со своим дыханием, и паническая атака отступила».
Психологи утверждают, что панические атаки, навязчивые страхи и фобии появляются тогда, когда человек… запрещает себе чего-то бояться! По сути, ПА – это замещение одного страха другим (конечно, на неосознанном уровне).
Например, внутренний диалог гипотетического пациента, который панически боится высоты, если бы он осознавал ситуацию, мог бы быть примерно таким: «Мне стыдно признаться себе, что я смертельно боюсь оказаться не на высоте, попасть впросак, что коллеги станут надо мной смеяться и презирать меня. Поэтому я лучше буду бояться того, что вряд ли случится в моей жизни. Например, бояться падения с высоты». Вам кажется это гротеском? А ведь это изложение реальной истории пациента, который не мог себя заставить даже залезть на табуретку!
Фото: YAY/TASS
Для того, чтобы справиться с фобиями и паническими атаками, необходимо осознать, вытащить на поверхность свой настоящий загнанный в подсознание страх. И работать с ним. Проблема в том, что люди, страдающие фобиями, очень хорошо умеют прятать от себя свои реальные комплексы и страхи. Поэтому чаще всего им приходится работать с психологом. «Найти реальную причину страхов – это задача непростая, зато творческая и интересная», – говорит врач-психотерапевт Александр Мусихин. Вот только два примера из его практики.
Ядовитые пауки
Женщина, 34 года, у нее наблюдается очень сильный страх ядовитых пауков. Они ей снятся и мерещатся повсюду. Живет с мамой. Мама полностью контролирует ее жизнь, начиная от того, что ей надеть, и заканчивая отношениями с мужчинами. Паническими атаками страдает в основном в людных местах, особенно часто в транспорте (казалось бы, никакой связи с пауками).
Настоящие страхи найти было не так сложно: это страх перед мамой и страх самостоятельности. Бессознательная логика такая: лучше я буду бояться ядовитых пауков, потому что у нас они не водятся и бояться их не так страшно, как бояться маму, грозную и всемогущую, которая рядом и может наказать.
По словам Александра Мусихина, в терапии клиентка училась самостоятельности. Училась слушать в первую очередь себя и строить свою жизнь по-своему, даже если мама недовольна. Как только она смогла противостоять маминому давлению, страх пауков прошел, а еще раньше прекратились панические атаки.
Страх неизвестности
Мальчик, 6 лет. Внезапно начались страхи на совершенно разные темы, особенно новых вещей или людей, появились ночные кошмары. Оказалось, что некоторое время назад родители скрыли от него смерть его бабушки. На похоронах ребенок не присутствовал. То есть для ребенка бабушка просто пропала. Разговоры о ней родители не поддерживали. Бессознательная логика ребенка: я не знаю, что именно страшное случилось и чего нужно бояться, почему мама плачет, и даже спрашивать про это нельзя. Поэтому на всякий случай буду бояться всего, особенно всего нового, вдруг оно опасное.
Ребенку рассказали про смерть бабушки и про смерть вообще. Он задал очень много вопросов. Пришлось честно ответить на все. Свозили на кладбище – ночные кошмары прошли в тот же день. На то, чтобы ушли остальные симптомы, потребовалось еще несколько недель терпеливо отвечать на все его вопросы. Страхи ушли вместе с ощущением, что родители от него что-то скрывают.
В каждом случае надо подбирать отдельную индивидуальную программу коррекции человека. В любом случае, знайте, что панические атаки хорошо изучены и их лечение дает отличные результаты. Нужно лишь не ждать от приступа до приступа, а обратиться к специалисту и поставить цель – пережить трудный этап своей жизни.
Подробнее в сюжете: Медицина и психология