<script async custom-element="amp-instagram" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-instagram-0.1.js"></script>
Люди из наших самых страшных детских кошмаров живут совсем рядом. Утром они стоят рядом с вами в переполненном вагоне метро, вечером вы проходите мимо них в супермаркете. И никто из случайных прохожих не узнает, что они делают днем с иглами и механическими сверлами.
Стоматолог – профессия, окутанная сотней баек, легенд и необоснованных страхов. Честно говоря, даже после десятков приемов и сотен прочитанных в интернете статей, в этом самом кресле я чувствую себя совсем не комфортно. Чтобы наконец убедиться в том, что зубные врачи не мучители, а профессионалы, желающие помочь своим пациентам, я обратился к молодому стоматологу Андрею. В свои 23 года он уже выпускник СПбГУ и практикующий специалист. О том, стоит ли учиться на стоматолога, как справиться с нерадивыми пациентами и почему половина мира неправильно ест яблоки – в интервью «МИР 24».
- Насколько я понимаю, стоматология – это общее слово, которое вмещает в себя несколько ветвей зубных врачей.
А.С.: Я сейчас работаю ортопедом, но обучаюсь в ординатуре на терапевта. У нас как в стоматологии, есть терапевт, есть хирург, есть ортопед и ортодонт. Отдельно выделяют детского врача, потому что это сейчас такая, мифическая профессия, никто не хочет с детьми работать. Поэтому реальный недостаток кадров, у нас по городу (Санкт-Петербургу – «МИР 24») так точно.
- А если простыми словами, чем занимается каждый из стоматологических специалистов?
А.С.: Если объяснять простым языком, ортодонт – это скобки, ортопед – это всякие вставные зубы и челюсти, хирург – это удаления и разрезы, а терапевт – это всевозможные кариесы и каналы.
- Но ведь факультет стоматологии один, без разделений.
А.С.: Из вуза нас выпускают как врачей-стоматологов общей практики. Это значит, что ты можешь в каждом направлении делать всего понемногу. Согласно документам, у тебя есть ограниченный перечень манипуляций, который ты можешь производить. Если ты заканчиваешь ординатуру, то ты можешь делать некие более классные штуки, но только в одном направлении. А остальные операции делать не сможешь. И не потому, что ты не умеешь, а просто потому, что у тебя нет бумажки!
- А как проходит обучение в ординатуре?
А.С.: У каждого ординатора есть база, где он обучается. Мне с базой повезло, попался хороший преподаватель. А 90% так не везет с базами, на них там «забивают». Они просто приходят, стоят, смотрят, им даже ничего не объясняют. Мне повезло, я хожу в частную клинику продвинутого преподавателя. Он читает трендовые книжки по стоматологии, самую передовую литературу. В практике он использует методы, исходя из статистики, из того, что пишут авторы в новых крутых статьях. Поэтому я к нему прислушиваюсь.
Преподаватель меня часто спрашивает: «А вот ты знаешь метод обработки зуба по такому-то мужику?». А я даже не слышал про такого специалиста! Захожу в интернет, вбиваю его имя на русском языке – вообще ноль упоминаний, даже на специализированных стоматологических форумах. И только когда я вбил эту фамилию по-английски, я узнал, что этот метод действительно используют крутые американские и японские стоматологи.
Вот мой преподаватель говорит, что хороший стоматолог должен уметь делать максимально большое количество операций во всех направлениях, включая хирургию, ортопедию, ортодонтию и терапевтию. И даже с детьми должен уметь работать! В духе: «Пойдем, щенка покажу» (смеется).
К тому же не стоит забывать, что профессия называется именно врач-стоматолог. Из-за этих первых четырех букв ребят в институте обучают полному спектру предметов, включая анатомию, физиологию, микробиологию, биохимию, латынь. Чисто для общего образования. Кстати, практически в одной только России до сих пор называют части тела на латыни. Весь мир давно уже на английском говорит. Зато латынь до сих пор повсеместно используется в фармакологии. Так что за границей никогда не потеряешься, действующее вещество и дозировку назвать сможешь.
- Когда так много теоретического материала, на практику время остается?
А.С.: Если не найти работу самостоятельно, то никто тебе не даст ничего поделать руками. В ординатуре к пациентам не подпускают, во время обучения в институте – тем более. Практические занятия проходят так: вашу группу приводят в клинику и в лучшем случае вас пустят в кабинет и дадут рядом постоять. Потому что как только среднестатистический пациент видит человека в халате и с молодым лицом, он сразу орет: «Не подпускайте ко мне студента! Он мне все во рту раскурочит!». И вроде бы справедливо, но как в таких условиях учиться?
Есть так называемые фантомы – модели человеческой головы со ртом, зубами и языком. Но по таким фантомам учиться сложно. У немцев в институтах стоят модели со специальными датчиками, которые реагируют на боль, например.
А вот в Советском Союзе, говорят, вообще не спрашивали пациентов. Без лишних вопросов ставили студентов, и они учились на практике. Сейчас же просто теория и заучивание книг. В результате молодые врачи выходят из институтов с полным набором необходимых знаний, но руками мало что умеют делать.
- Кстати, в медицинском действительно настолько сложно и, скажем, нерентабельно учиться, как рассказывают?
А.С.: Если бы я был педиатром, то я бы проучился не пять лет, а шесть. Потом бы я пришел бы в ординатуру на два года (раньше еще была двухлетняя интернатура, но ее отменили), и по прошествии этих лет я бы устроился на работу в государственную клинику за двадцать пять тысяч рублей. Поэтому в этом плане стоматология тоже отличается в положительную сторону. Правда, сразу хочу развеять миф о стоматологах-миллионерах. Это бред. Много зарабатывают только лучшие из лучших. Надо уметь реально все, и желательно иметь второе высшее в области права. Если ты всем этим владеешь и вообще являешься многопрофильным специалистом – тогда и сможешь получать хорошие деньги.
- Ну, предположим, сколько в месяц может зарабатывать хирург средней руки в среднего уровня частной клинике?
А.С.: Если ты хирург и будешь заниматься имплантацией – то будешь получать 60-70 тысяч. Терапевт, думаю, поменьше.
Для меня сейчас о нормальных деньгах не идет речь. Я работаю в госке (государственной клинике – «МИР 24»), грубо говоря, за опыт. У меня есть зарплата, но по сравнению с зарплатой моих сверстников, которые пошли на другие специализации, – это просто ни о чем. Поэтому я говорю, что работаю за опыт.
- Часто слышал, что стоматологи обижаются, когда их называют дантистами. Мол, неправильное это слово. Почему так?
А.С.: Дантист – это просто американизация слова «стоматолог». Я не вижу, на самом деле, разницы. Но официально сейчас нет дантистов у нас, все поголовно врачи-стоматологи. Кому нравится – пусть называет. Я бы на такое не обиделся, скорее, посмеялся бы над самим словом, оно какое-то глупое (смеется).
- Я читал, что стоматологов даже специально обучают обращению с детьми, потому что многие малыши боятся врачей. Дай парочку практических советов, как успокоить ребенка.
А.С.: Страх часто нагнетают сами родители. Ни в коем случае нельзя произносить фразу в духе «да ты не бойся!». Это подсознательно заставляет ребенка напрячься. Нужно просто говорить: «Сейчас мы пойдем полечим зубы». Если ребенок спрашивает: «Как это?» – «Никак. Нормально все будет». Так и надо отвечать.
Хорошо бы перед первым походом ко врачу поиграть с ребенком в стоматологов. Есть сейчас в магазинах такие игрушки, макет челюсти с зубами, которые нужно лечить. Пусть ребенок поиграет с такой штукой. Затем, непосредственно во время приема, особенно если вы пришли в частную клинику, можно попросить врача все показать и объяснить. Распространен такой прием: ребенка сажают на место стоматолога, а его родителя – на место пациента. Мальчику или девочке дают в руки зонд, зеркало и разрешают покопаться во рту отца или матери. Ребенок поймет, что это совсем не страшно, и будет вести себя спокойно.
Отдельная история с уколами. Ужасно раздражает этот древний подход с «комарик укусит», поэтому я бы никогда его использовать не стал. Я в одной клинике видел классный способ: сказать ребенку, что у него во рту живет микроб, которого нужно с помощью шприца достать. При этом врач предупреждает пациента, что этот вредитель в процессе борьбы с ним может укусить. Ребенка настолько захватывает эта идея победы над страшным микробом, что он легко терпит боль от введения анестезии.
- А что с теми, кто боится из-за отрицательного опыта в прошлом?
А.С.: Это касается в большей степени уже более или менее взрослых пациентов. Ну, в первую очередь, нужно понять причины своего страха. Затем осознать, что это важная процедура и без нее не обойтись. Стоматолог со своей стороны может объяснить значимость лечения зубов, рассказать о том, что за последние годы медицина шагнула вперед. Например, таких адских бормашин, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», уже нет. Молодых парней можно мотивировать фразой: «Ха, а ты девушкам нравиться не будешь!». В обратную сторону тоже работает.
- Во многих странах есть поговорка, что достаточно съедать по одному яблоку в день – и к стоматологу можно не ходить. Есть здесь хоть толика правды?
А.С.: Это от многих факторов зависит: от наследственности, например. Ты можешь постоянно следить за зубами, но они никак не будут идеальными. А бывает так, что минимальных усилий хватает. Зависит еще от твоего питания, режима, привычек. Например, семечки лузгать зубами нельзя. Это вредит им. Швеям лучше не грызть нитки зубами, что они часто делают. Про мужиков, которые открывают бутылки пива зубами, и говорить не приходится. Запомните: зубы нужны для того, чтобы есть.
Если говорить о продуктах, то зубам помогает кальций, который содержится в молоке, твороге. Яблоки хороши тем, что они твердые. Это полезно для трофики (питания тканей, окружающих зуб – «МИР 24»). Только очень многие люди едят яблоки неправильно. Ни в коем случае не надо откусывать куски прямо от плода. Слишком большая нагрузка на передние зубы. Поэтому яблоки нужно есть дольками.
Еще многие люди зубы не умеют чистить. Нужно не водить щеткой в горизонтальном направлении, а совершать «подметающие» движения, от десны к верхушке зуба. Таким образом можно вычистить межзубные пространства. Неплохо бы еще завести то, что называют «флоссом» – зубной нитью.
Некоторые вообще зубы чистят один раз в день, или же заменяют чистку зубов ополаскивателем! Это неправильно, ни в коем случае нельзя применять ополаскиватель без щетки. Потому что эта жидкость образует вокруг зуба пленку, которая не дает налипнуть налету. Но если налет все еще на зубе, то такие манипуляции просто приведут к образованию зубного камня. Это плохо.
- Хоккеисты и боксеры часто принципиально не вставляют себе новые зубы взамен выбитых. Это может как-то навредить не только внешнему виду, но и здоровью?
А.С.: Конечно, может. Сейчас объясню. Все зубы находятся в так называемом альвеолярном отростке. Если посмотреть на беззубого человека, то это такая красная дуга на месте зуба у него во рту. Под этим отростком находится кость. Если жевать пищу, а в одном из альвеолярных отростков нет зуба, то он начинает атрофироваться. За ним атрофируется и сама кость. Из-за этого возникает, например, старческая прогения. Это когда у людей губы будто назад засовываются, уходят вглубь рта. Практически все старшие жители деревень таким страдают. Все из-за атрофии альвеолярного отростка.
А еще, если во рту не хватает одного зуба, то соседние зубы начнут сходиться. Чтобы жевать было легче. Исправить это будет тяжело. Так что если образовалась дырень – лучше ее сразу заделать.
- Что посоветуешь школьникам, которые собираются через год или два поступать на стоматолога?
А.С.: Скажу так: если планируешь стать хирургом – то только если очень хочешь, если с детства мечтал. В остальные специальности можно втянуться по мере. У нас самостоятельно ушли с учебы только два человека из 52. К слову, из оставшихся доучились до конца только 24.
Вот мое обращение к молодым ребятам, которые думают поступать на стоматолога: пока твои кореша, которые пошли на экономистов и логистов, будут тусоваться, ты будешь все это время сидеть, читать и зубрить. Все будут тусить, а ты не будешь тусить. Все будут играть в Fortnite (популярная видеоигра – «МИР 24»), а ты будешь играть в «Запомни 20 костей за сегодня, а завтра тебе нужно будет выучить еще 80».
Ну, зато это довольно интересно. Особенно ортопедия. Вот к тебе приходит человек, ему жевать просто нечем. Ты делаешь ему зубы, и он такой: «Обалдеть, я теперь могу котлеты есть!». Или вот, приходит девушка, которая за зубом не уследила, из-за гранулемы пришлось удалять. Естественно ей грустно, она же такая молодая, ей еще мужа-миллионера искать. А ты ей замещаешь все так, что никто и не поймет, что зуб ненастоящий. Девушка довольная уходит. Это круто.
Подробнее в сюжете: Медицина