Формирование человеческого организма завершилось много тысяч лет назад, когда мы превратились из приматов в развитых Homo sapiens – это распространенное, но ошибочное утверждение.
На самом деле эволюция человека происходит и сейчас, причем в ускоренном темпе – об этом свидетельствуют данные изучения ДНК.
Естественный отбор продолжает влиять на нашу популяцию. Определенные мутации, облегчающие выживание, закрепляются и передаются последующим поколениям.
Особенно явно этот процесс виден в странах третьего мира, где нет повсеместного доступа к медицинским услугам. У жителей постепенно повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, таким как лихорадка Ласса и малярия – переболевшие пациенты передают своим детям механизмы для борьбы с ними, сообщает The Conversation.
Люди также адаптируются к окружающей среде. У населения Тибета, Эфиопии и Анд распространены мутации, помогающие выжить в условиях высокогорья – например, ген, который повышает содержание кислорода в крови.
Еще один «толчок» эволюции – диета. Исследования ДНК показали, что инуиты приспособились к рациону с высоким содержанием жира, причем произошло это сравнительно недавно.
Естественный отбор также поддержал мутацию, позволяющую взрослым людям вырабатывать лактазу. С помощью этого фермента мы можем усваивать молоко, даже выйдя из младенческого возраста.
Данная мутация встречается у 80% жителей северной Европы. А вот в Восточной Азии, где молоко пьют гораздо реже, большинство людей не способны его переварить.
Отметим, что люди адаптируются как к полезным продуктам, так и к нездоровому питанию. Исследования, которые проводились в ХХ веке в США, показали, что будущие поколения могут обладать пониженным давлением и более низким уровнем холестерина. Так их организм будет защищаться от распространенных диет с высоким содержанием сахара и жира, которые в перспективе ведут к гипертонии.
Ученые подсчитали, что естественный отбор затрагивает 8% нашего генома. В остальных его частях могут возникать случайные мутации.
Когда естественный отбор ослабевает, то эти отклонения не отсеиваются, а могут закрепиться в популяции.
Некоторые из них можно назвать полезными. Так, началось ускоренное развитие гена HAR1, ответственного за формирование мозга. Если случайный участок ДНК человека идентичен образцу шимпанзе на 98%, то HAR1 – уже только на 85%.
Но возможно и накопление вредных мутаций, в том числе и из-за того, что жители развитых стран становятся родителями во все более позднем возрасте.
Ранее генетики выявили механизм избирательной памяти. Оказалось, что он зародился в глубокой древности, когда у людей и грызунов еще существовали общие предки.
Читайте также: