Эволюция подарила человеческому организму уникальную способность накапливать жир.
Она оказалась несвойственна другим представителям животного мира, в том числе нашим ближайшим «родственникам».
Биологи из Университета Дьюка (США) проанализировали жировые ткани разных видов приматов и нашли важные различия на уровне ДНК.
Оказалось, что гены, которые преобразуют калории в жировых клетках и способствуют быстрому «сгоранию» запасов, у человека гораздо менее активны, чем у шимпанзе и макак, сообщает Genome Biology and Evolution.
Поэтому человеческое тело долго сохраняет лишний (с нашей точки зрения) вес и расстается с ним лишь в результате усиленных физических нагрузок.
В организме приматов, живущих в дикой природе, как правило, присутствует менее 9% жировых тканей. У здорового человека жира может быть в два раза больше.
Известно, что жир бывает коричневым и белым. Первый поддерживает выделение тепла и крайне важен для организма. Второй является неким «запасом топлива», обеспечивает теплоизоляцию и физическую защиту.
В периоды обильного питания именно белый жир начинает разрастаться, поэтому он особенно интересовал исследователей.
Генетический анализ выявил 780 сегментов ДНК, которые у человека оказались менее активны, чем у шимпанзе и макак. Значительное количество было связано с метаболизмом липидов.
Ученые задались вопросом, почему в данном аспекте эволюция людей и приматов пошла разными путями. Они пришли к выводу, что все дело в размерах мозга.
С момента разделения от общего предка человеческий мозг втрое увеличился в размере. А мозг шимпанзе остался практически неизменным.
Развитая нервная система требует больших энергозатрат, и поэтому наши тела начали накапливать дополнительные «запасы» в виде белого жира.
Но авторы исследования пока не смогли выделить конкретную группу генов, которая ответственна за этот процесс – это предмет для дальнейших научных изысканий.
Ранее ученые пришли к выводу, что общие предки людей и обезьян могли выжить как раз благодаря ожирению: способность накапливать жир помогала им переносить длительные периоды голодовок.