Популярность балета «Щелкунчик» преодолевает все вообразимые представления о том, что такое в принципе популярность театра вообще, классического балета, балета на музыку Чайковского и так далее. Дело же не только в популярности и любви к балету, к музыке, к Большому театру, но еще и в том, какие деньги готовы выложить граждане за это, в общем, кратковременное новогоднее удовольствие.
Понятно же, что даже самый дорогой поход в театр не в силах и не вправе отменить другие новогодние подарки, которые будут сложены под елочкой. А ведь уже известно, что у спекулянтов один билет стоит 170 тысяч, в театр ходят обычно вдвоем, а на детский спектакль – так и втроем, так что 170 надо умножать на два. Как минимум.
Балет «Щелкунчик» танцуют теперь в Большом только под Новый год, и все равно больше, чем «Щелкунчик», кажется, ни один другой спектакль в Большом не танцуют. И не поют. Два спектакля в день, начиная с 20 декабря и до конца каникул. Правда, пока – только на одной сцене. Можно было бы, наверное, подумать уже и о том, чтобы – в порядке возвращения недополученной прибыли – играть не по два, а по четыре «Щелкунчика» в день, сразу на обеих сценах. Публики – тут сомнений нет – наберется и на больше спектаклей, имея в виду, сколько разных других «Щелкунчиков» появляется под Новый год на волне популярности балета в Большом.
Откуда такая популярность? Хорошо, для людей, к театру близких, можно все это объяснить, например, популярностью в прежние годы Николая Цискаридзе, сегодня – Владислава Лантратова, которые танцуют в Большом. Но многие-то, очень многие, идут в Большой на «Щелкунчик», хотя в театр в остальное время года и даже в принципе ходят нечасто или даже почти вообще не ходят. Может, это любовь к музыке Чайковского, давно разошедшейся на рингтоны? Тоже вряд ли это объяснит такой нешуточный коммерческий спрос.
В конце концов, кто берет классическую мелодий для своего мобильного, вряд ли сумеет по достоинству оценить исполнение живого оркестра, достоинства и недостатки. Тогда что это? Больше всего люди готовы платить, как известно, за то, что трудно сформулировать и облечь в строгие формулы. За символы. «Щелкунчик» стал таким вот символом настоящего Нового года. Правда, судя по цене – символ этот мало кому по карману. Тем, как говорится, символичнее! Что с этим делать? Наверное, танцевать дальше. Творец, как говорил Юрий Михайлович Лужков, должен творить, а остальные – думать дальше, чтобы все, кто мечтает посмотреть «Щелкунчик», его увидели. Чудеса должны случаться, тем более – под Новый год.
Подробнее в сюжете: Большой театр