Если вы хотите познакомиться с буддийской культурой, то вам совсем не обязательно ехать в Индию или в Тибет. Поезжайте в Калмыкию – единственный в Европе центр буддизма. Это «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Место для возведения храма освящал сам Далай-лама XIV. Здесь же, на площади, находится статуя Белого старца. Согласно легенде, он покровитель кочевников и хозяин степей. К нему, как и к Будде Шакьямуни верующие идут с подношениями: фруктами и сладостями. И вот пять причин приехать в этот степной край, в Калмыкию.
Песни Дельгир Манжиевой напоминают современный рэп. Хотя, точно также их исполняла ее прабабушка. Затем бабушка и мама. Инструмент тоже старинный и древний, как музыка и песни.
«Я играю на таком исконно калмыцком инструменте, домбре. Это двухструнный инструмент. Раньше струны делались из бараньей кишки. А вот сейчас уже более современные струны из лески», – рассказала Манжиева.
Амнхур – еще один древний калмыцкий инструмент. По словам местных музыкантов, он нормализует кровяное давление и действует лучше любого антидепрессанта.
Принцип, необходимого и достаточного у калмыков соблюдался во всем: в музыкальных инструментах, домашней утвари, одежде, жилище. Во время перекочевки лишние вещи приходилось сжигать.
Юрта из монгольской ивы и войлока может прослужить больше 60 лет. Прочная и легкая – весит всего 300 килограммов. Можно спокойно погрузить ее на двух верблюдов и путешествовать.
В женской половине находятся одежда, украшения, посуда, те же музыкальные инструменты. А вот мужская половина весьма брутальная. Здесь ножи, кинжалы, седла, арканы. И обязательно огниво. Его носили на поясе и передавали из поколения в поколение.
Басан Захаров собирал все вещи в своем музее по крупицам. Сначала это было хобби: что-то покупал, что-то дарили. В какой-то момент понял, что экспонаты древности и старины лучше хранить в особом месте. Так он стал основателем музея «уникальная Калмыкия».
«Мы западные моноголы-ойраты. Калмыки – это имя привнесенное. В XIX веке только мы начали называть себя калмыками. А так вообще нас тюрки называли «калмаки». В русский как калмыки перешло», – отметил Захаров.
В музее есть, например, памятник одной очень древней традиции калмыков: зажигать лампады в Зул, или Новый год по лунному календарю. С наступлением сумерек делают лодочки – «Ладьи жизни». Семейные лодки, как правило, 10-15 сантиметров в длину.
Лодочка из теста символизирует рождение вселенной. А фитильки тепло сердец членов семьи. Чтобы приготовить такие свечи калмыцкие женщины за месяц до праздника выходят в степь и собирают ржанец, запасаются топленым маслом:
Теперь кульминация праздника. С появлением первых звезд в небе, каждая семья зажигает приготовленные таким способом лампадки. Так совершается обряд продления жизни.
Зул это не только Новый год, но еще и всекалмыцкий день рождения. Традиционно, в зул, калмыки добавляют к своему возрасту еще один год. После обряда продления жизни, можно начинать праздновать.
Чай, который в калмыцких семьях называют джомба, – главный напиток в меню новогоднего стола. Джомбу готовит самая старшая и почитаемая в семье женщина. Таков обычай. Она же должна разлить ароматный напиток в пиалы. И только после этого можно приступать к праздничной трапезе.
Крупнейший в Европе буддийский храм: «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Здесь находится девятиметровая статуя Будды. «Тысяча подношений Ламе Цункапе». Так называется молебен в честь буддистского религиозного деятеля. Жил он в начале XV века. Празднование Нового года связано с именем Цонкапы напрямую. Зул в Калмыкии принято отмечать в день ухода Цонкапы из земной жизни и вознесения его в нирвану:
«Именно в этот день ухода его в нирвану, в Калмыкии празднуют свой Новый год. В этот день мы возжигаем тысячи лампад, делаем тысячи подношений ламе Цункапе и встречаем нового хозяина года – свинью», – объяснил администратор центрального хурула Калмыкии Йонтент-гелюнг.
На торжественный молебен принято приходить с чистыми помыслами желательно новой, или же лучшей одежде. Люди зажигают лампадки, несут с собой подношения святому, как тут говорят, «белую пищу», то есть молочные продукты, сладости, фрукты.
Это огромное дерево среди бескрайних просторов Калмыкии называют чудом. И, правда, здесь, в степи, на протяжении десятков километров, деревья не растут. Нет даже кустарников. Но для калмыков дерево священное. Как и место, где появился тополь. По легенде тополю больше 150 лет. Распустился из посоха монаха Пурдаш-багши. Вокруг тополя восемь ступ. Ведь одинокий тополь – это святыня всех калмыцких буддистов. Здесь медитируют, проводят молебны.
Ступы принято обходить по ходу солнца. Считается, что так человек, накапливает благие поступки и очищает карму. При этом нужно обязательно произносить любые молитвы.
Еще одна из самых интересных достопримечательностей Элисты называется «Пагодой семи дней». Сооружение установлено на главной площади столицы Калмыкии. Каждый его ярус, а их здесь семь, посвящен определенному дню недели. Здание символизирует цикличность жизни, которая заканчивается своеобразным возвышением в небо – достижением нирваны. Здесь проходят все праздники и массовые гуляния.
Традиционно во время праздников вокруг «Пагоды семи дней» расставляют столы с национальными кушаньями. Кроме мясных блюд, снова много калмыцкого чая и борцоков. Это специальные праздничные лепешки, которые жарят в масле. Ими угощают всех желающих.
Подробнее в сюжете: Пять причин